Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Наставница стерв

досье Марина Гармаш Родилась 4 августа 1962 г. в Ростове-на-Дону. Образование: в 1985 г. закончила РИИЖТ по специальности «инженер-строитель», в 2004 г. – РГУ (специальность – «практический пс

Директор тренинг-центра «Практический психолог» Марина Гармаш для раскрутки своего бизнеса использовала яркое, нестандартное название: вывела на рынок психологических услуг бренд «Школа Стервы». Осознав, что тренинги личностного развития мало кого привлекают, что не желают женщины «быть белыми пушистыми кошечками», г-жа Гармаш предложила уникальный продукт. Его успешность зависит не только от продуманной бизнес-стратегии, но и от личной харизмы владелицы.
досье
Марина Гармаш
Родилась 4 августа 1962 г. в Ростове-на-Дону.
Образование: в 1985 г. закончила РИИЖТ по специальности «инженер-строитель», в 2004 г. – РГУ (специальность – «практический психолог»).
Карьера: в 1984-1988 гг. работала инженером в карьерно-транспортном управлении в г. Александрия (Кировоградская область, Украина), в 1988-1997 гг. – домохозяйка, в 1997-2004 гг. работала на разных должностях в фирме «Юнилэнд», затем – в компании «Премьер». С 2004 г. – директор центра «Практический психолог».
Семья: замужем (муж Сергей – руководитель отдела в строительной фирме), воспитывает дочь (21 год) и сына (18 лет).
Хобби: театр, стихи, теннис, каток, баня. 
Сейчас в Ростове уже десятки дипломированных стерв. Желающих так много, что Марина с трудом регулирует их поток и ищет сотрудников, чтобы расширяться. «Мужчинам женское остервенение не грозит», – успокаивает г-жа Гармаш. На ее занятиях дамы учатся жить в мире с мужчинами, начинают понимать, как управлять своей судьбой, как прыгнуть выше головы, как не быть сверчком, знающим только свой шесток. Тут нет ничего стервозного. «Школа Современной Стервы» – всего лишь название, над которым все смеются и из-за которого в эту школу ходят.
«Школа Стервы» получилась из тяги к необычному

Открыть свое дело Марина Гармаш решила, когда ей уже было за 40. «Захотелось самостоятельности», – объясняет она. Продвижение по карьерной лестнице ей не светило. Более того, оно было ей неинтересно. Директор тренинг-центра «Практический психолог» говорит, что статус наемного работника ограничивает определенными рамками. И когда личностный потенциал человека становится гораздо больше служебных рамок, неминуем кризис. Выливаться он может во что угодно: в поиск нового места работы, в конфликты с родственниками и коллегами, в болезни. «Я решила создавать собственный бизнес, потому что только он дал бы мне возможность развиваться, двигаться, использовать себя на сто процентов», – объясняет свой поступок Марина.

Направление деятельности было выбрано спонтанно: Марина прочла объявление о наборе в Ростовский госуниверситет на специальнось «Практический психолог». На занятиях слушателям рассказывали, что такое групповая психология, когда и почему она лучше индивидуальных встреч. Марине все это очень понравилось. Она поняла, чего хочет. В будущем видела себя бизнес-тренером, ведь позади был опыт работы в коммерческих структурах. Г-жа Гармаш на практике знала, что такое командообразование, корпоративный дух, стимулирование продаж.

Невысокой оказалась цена вхождения в рынок. Стартовым капиталом Марины стала ее зарплата, которую она предусмотрительно откладывала в течение нескольких месяцев. Да и сейчас расходы небольшие: по 10 тыс. руб. – на аренду помещения, рекламу и непредвиденные технические расходы.

Но при разработке авторской модели занятий Марина споткнулась. Изобрести что-то такое, чего нет на рынке, никак не получалось, а предпринимательница очень хотела найти простое и необычное решение. Советом помогла подруга, хозяйка брачного агентства. Она сказала: «Марина, научи женщин быть стервами. Многие, очень многие хотят быть стервами». Марина познакомилась с клиентками подруги, рвущимися замуж за рубеж. Поняла, что те хотят убежать от себя. А это, как показывает опыт психологов, в корне неправильно. «Если человек не решил своих проблем в Ростове или Каменске, они будут сопровождать его и в Дублине, и в Дубайях, – размышляет Марина Гармаш. – Каков ты сам, таково и твое окружение. Если хочешь поменять жизнь, поменяй себя. И умей ждать. Вот и стервам своим я говорю – не торопитесь менять работу. Вначале поменяйте себя. Тогда поймете, какая работа вам нужна, и будете искать ее целенаправленно».

После общения с подругой и ее клиентками Марина вновь вдохновилась и взялась за чтение книжек про стерв. Литературы по этой теме в магазинах много. Видимо, подумала Марина, на нее есть спрос. Видимо, это то, чего нынешний клиент действительно хочет. А раз есть спрос, его надо удовлетворить.

Трактовка слова «стерва» у разных авторов разная. Марине понравилась такая идея: женщина-стерва – это вызов. Она примерила ее к себе, и с тех пор, кстати, постоянно себя слушает. Если нет внутреннего сопротивления, объясняет Гармаш, значит, дорога выбрана верная. В понимании Марины, стерва – это когда женщина ощущает себя хозяйкой жизни. Перед нею нет преград. Если же они возникают, то их можно обойти. Если не сегодня, то завтра – точно. Энергетика и харизма стервы приносят ей деньги. Эту сильную и яркую даму нелегко бросить. Даже так: ее страшно потерять. Марина расшифровала слово «стерва». Получилось: Стильная, Талантливая, Естественная, Рисковая, Ведущая, Амбициозная. Этот продукт предпринимательница и решила вывести на рынок. Предложила женщинам стать такими.

Востребованному продукту нужна хорошая репутация

Первый контакт с внешней аудиторией показал, что на тренинг личностного роста идти никто не хочет – слишком непонятно это публике. Приглашение записаться в «Школу Стервы», напротив, вызвало большой отклик. Причем как у женской, так и у мужской аудитории. Мужчины звонили и из простого любопытства, и записывали на тренинг своих жен.

Рекламироваться Марина начала со строчных объявлений в газете «Минутка». Сейчас героиня признается, что отвечать по телефону она не умела. По объявлениям звонили разные люди. Некоторые «охотники за халявой» ее использовали. Например, в качестве бесплатного консультанта. Марина думала, что если она потратит полчаса-час на «человека в беде», то тот придет потом и на тренинг. Это заблуждение неопытного психолога. Теперь г-жа Гармаш отвечает на звонки коротко и не тратит лишних сил. Говорит только про «Школу Стервы» и приглашает на бесплатные презентации.

Очень хорошо сработали объявления в маршрутках. Весомая отдача получилась от «бегущей строки» в автобусах на Большой Садовой. Хотя Марина думала, что клиенты, способные заплатить за ее тренинги, ездят только в маршрутках. Проследила, что маршрутки битком набиты уже на второй остановке, и даже уже на конечной. Так что потенциальный клиент волей-неволей садится в автобус. Продуктивным оказалось сотрудничество с городской сетью бесплатных районных газет «Наш район». В редакции ей посоветовали писать статьи. Действительно, пользы они принесли больше, чем модульная реклама. В газетных статьях Марина рассказывает, чем занимается психолог, как разрешать конфликты и так далее. После женщины звонят, приходят, присылают дочек, занимаются вместе с ними. По мнению Марины, людям надо не просто продавать услугу. Даже через рекламу с ними нужно разговаривать, общаться.

И все же часть рекламного бюджета была потрачена впустую. Например, реклама на уличных видеоэкранах дала два «пустых» звонка за месяц. Нет доверия у Марины и к листовкам, которые разносят по офисам вместе с бесплатными газетами. Невозможно проследить, попала листовка в офис или потерялась по дороге.

Большую долю в рекламных посланиях занимает не продвижение собственно «Школы Стервы», а популяризация психологической помощи как таковой. Этот рынок в нашей стране нельзя назвать успешным, считает Марина. Ему мешают национальный менталитет, непризнание людьми собственных проблем, непонимание, что их можно преодолеть с помощью специалиста. Вечная беда – путают психолога и психиатра. «На встрече с психологом никто вас никакими таблетками не кормит, руки не выкручивает, смирительную рубашку не надевает, – говорит Марина. – Просто сидят два человека и разговаривают. В результате приходит понимание».

Большую роль в продвижении психологических услуг в нашей стране, по мнению Марины, сыграли бизнес-тренинги. Компании оплачивают участие в них для своих сотрудников, и те впервые в жизни сталкиваются с психологами. Понимают, что психолог не кусается, что он интересен и полезен. Большин­ство специалистов работает в сфере бизнес-психологии, потому что это гарантированные деньги.

Марина выбрала другой путь и об этом не жалеет. Недавно Гармаш была на стажировке в Санкт-Петербургском университете. И там коллеги очень удивились, когда узнали, что ростовчанка выбрала тренинги для населения. Ведь это дело тяжелое, муторное, малоприбыльное. Люди, в массе своей, еще не готовы платить. «Почему я оказалась удачливой? – делится Марина. – Я предложила продукт, который оказался востребованным».

Курс «Школы Стервы» делится на четыре ступени. Марина берет деньги только за одну ступень. Чтобы не получилось так, что человек ходит, потому что уже заплатил. По мнению Марины, он будет сидеть, критиковать. К одному негативисту прибавятся еще два-три. Предпринимательнице дороже ее репутация.

Участницы тренингов свободны. Если женщина теряет интерес к тренингу уже на первой ступени, она имеет право сказать об этом, и ее больше не будут никуда приглашать. Есть такие, кто говорит «нет», но потом возвращается. Двери для них открыты. «Я даю свободу, чтобы исключить негативное сарафанное радио. Оно меня подкосит», – говорит Марина.

Психологическая услуга должна быть экологичной

«Возможно, люди и платили бы за услуги психологов, если бы им попадались классные специалисты, – рассуждает о цене вопроса Марина. – Ведь кто только не ведет прием. В эту нишу ринулись врачи, чья компетенция – клиническая психология, тогда как клиент обычного психолога – адекватный человек, который сейчас в стрессовой, тупиковой ситуации. Заработать на чужих бедах пытаются педагоги, недовольные зарплатой в школе, экстрасенсы. Даже специалисты по сетевому маркетингу. Они говорят женщине, мол, ты хорошая, красивая, повышают ее самооценку, и она постоянно берет у них товар».

Марина считает, что психологическая услуга должна быть экологичной. «Безопасность клиента для меня на первом месте», – делает акцент собеседница. Тренинг положено проводить раз в месяц. Соберешь людей чаще – «получишь придурков». Они уйдут в себя, загрузятся». Проблем у них будет больше, чем до тренинга.

Групповые занятия подходят, конечно, не всем. «Несвоего» клиента Марина старается отслеживать уже на начальном этапе, на презентации. Главное – человек должен сам понимать, что тренинг ему нужен. Или не нужен. Промежуточные варианты нежелательны.

Посещение тренинга результативно, когда человек уже осознал, что все его проблемы кроются в нем самом, что надо изменить внутренние установки, перейти на новый уровень. Понимание, говорит Марина, зависит от возраста и индивидуальной скорости, которая, кстати, не бывает быстрой или медленной. У каждого свой старт. Иногда такое понимание приходит в 25-28 лет, иногда  – в 35-38 и позже. «Молодежь 17-20 лет на тренинги не ходит, – уточняет собеседница. – Молодые не считают, что их проблемы – из-за них. Им кажется, что этот мальчик не такой или подружка-негодяйка, науськала»

Некоторым участникам не хватает элементарных психологических знаний. Получить их и выработать навык тоже можно на тренинге. Новое, уверяет Марина Гармаш, лишним не бывает. А вот обойтись без помощи специалиста, по словам героини, способен тот, кто делает что-то в своей жизни и считает, что он абсолютно прав. У него нет ни грамма сомнения. Он не занимается самоед­ством. У него нормальная самооценка и позитивное мировоззрение. Да, иногда он опускается до нуля, но не уходит в минус-бесконечность. Он не злится и не обижается на других. Он принимает других. Такой человек, по словам Марины, позитивен, счастлив. Он знает и верит, что путей к счастью много.

В «Школе Стервы» сами собой появились ежемесячные клубные встречи. Выпускницы захотели встречаться, чтобы продолжать быть в тонусе. Они приходят сюда после работы, уставшие, а уходят на подъеме. Под натиском су­еты они «боятся забыть», что такое быть на подъеме.

Практическим психологом надо работать после 30 лет

«Кадровая проблема стоит передо мною остро, – признается Марина. – Число клиентов растет, и тянуть воз в одиночку я уже не могу». Гармаш пробовала найти специалистов среди выпускниц вузов. Но девушкам не хватает уверенности в себе и собственных знаниях. Практическим психологом, как поняла Марина на соб­ственном опыте, надо работать после 30 лет. Когда ты уже адаптировался в обществе, когда к тебе не постесняется обратиться за советом человек постарше. Выпускницы вузов хорошо знают теорию, да вот клиенты ходят не за этим. Они ищут поддер­жки и выхода в конкретной жизненной ситуации. Они хотят, чтобы их выслушали, чтобы им посочувствовали, чтобы их приняли. Тут нужна эмпатия, толерантное отношение к людям, а в молодых этого нет. Им мешает максимализм. «Его я гашу в своей дочери Зое постоянно», – говорит Марина.

Зое 21 год. Она – «главный кадр». Дети как сотрудники хороши тем, что им можно не платить. Марине легко с дочерью – понимание с полуслова. Мать и дочь разделили обязанности. Зоя взяла на себя бухгалтерию, рекламу, оргвопросы. Ей хорошо удаются презентации, разминки на тренингах, обратная связь, когда идет «разбор полетов» участниц тренинга. Компетенция Марины – проведение основной части занятия, написание рекламных статей, разработка сценариев новых тренингов. Ни одна ступень не повторяет другую, и новый набор участниц всегда учится по новой программе.

Марина считает, что скопировать ее бизнес невозможно. Потому что ее секрет не в технологиях, не в маркетинге, а в творчестве. Без творчества, считает Марина, бизнес умирает, и никакой передовой PR или маркетинг его не спасет. Конкурентов у нее в Ростове нет. Всплывают лишь коллеги, пытающиеся обосноваться в ее нише. Одна фирма, например, пыталась внедрить проект «Искусство нравиться». Он не стал популярным, потому что участниц заставляли приходить на встречи два раза в неделю. Так же исчезли с поля зрения «Школа богинь» и «Школа тигриц». Иногда в Ростов приезжают иногородние специалисты с интересными идеями. По словам Марины, они – гастролеры, не больше.

«Рынка, я считаю, на всех хватит, – рассуждает Гармаш. – Я ратую за то, чтобы на нем работали профессионалы. Я не боюсь конкурентов, потому что мой продукт, стерву, не стыдно показать. Она умеет поддержать разговор, быть интересной. Она – подруга мужчины, которому завидуют. Мой муж, например, не боится, когда ему на работе говорят: «У тебя жена стерва». Он отвечает: «Вы ничего не понимаете, это очень хорошо». А мне он говорит: «Ты у меня женщина видная». Мы с ним 22 года в браке».

«Школа Современной Стервы» не единственный проект Марины Гармаш. Сейчас она разрабатывает тренинг по формированию внутренней успешности для юношей и девушек 17-22 лет. По ее убеждению, если помочь им выстроить линию успешного поведения и мировоззрения, то ошибок у них потом будет меньше. В числе «дисциплин» будет и финансовая грамотность. Это о разумном отношении человека к деньгам, о воспитании в нем чувства предпринимательства.

Кое-что из будущего молодежного тренинга Марина уже апробировала на подростках. У нее есть действующий проект «Школа миллионера». Он, правда, менее раскрученный, чем «Школа стервы». Когда Марина рекламировала «Школу миллионера» в обычных общеобразовательных школах, некоторые директора приглашали ее к себе на работу. Она не захотела. С одной стороны, ее не устроила зарплата, которую предлагает психологам государство. С другой, она не захотела тратить силы на систему образования. Ей хочется творить, зарабатывать, быть успешной, перспективной и свободной. Она не может быть иной, потому что она толкает к этому своих клиентов. Ее мечта – иметь собственное помещение для тренингов. Чтобы мечты сбывались, говорит Марина, их нужно переводить в цели. Под цели придумывать задачи, к задачам – упражнения. И надо все время тренироваться

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.