Подписаться
Курс ЦБ на 08.07
78,71
92,41

Михаил Вейсберг: «Деловой журнал погружает менеджера в бизнес-сообщество»

досье Михаил Вейсберг предприниматель, бизнес-тренер, медиа-консультант. Карьера: Профессию журналиста освоил на Урале. В течение 12 лет был собственником и руководителем издательского дома на Укр

Деловые издания превращаются в площадки общения бизнес-сообщест-ва. Четко сегментируя аудиторию, журнал становится мощным инструментом влияния на развитие рынков. Бизнес-тренер Михаил Вейсберг объясняет, как компания может использовать этот ресурс для продвижения своих продуктов и формирования репутации.
досье

Михаил Вейсберг
предприниматель, бизнес-тренер, медиа-консультант.
Карьера: Профессию журналиста освоил на Урале. В течение 12 лет был собственником и руководителем издательского дома на Украине, выпускавшего деловой еженедельник «Галицкие контракты». Неоднократно избирался президентом Украинской ассоциации издателей периодической печати. С 2002 г. является консультантом по стратегиям бизнеса и бизнес-тренером, специализируется на темах стратегий, личной эффективности руководителя, взаимоотношениях бизнеса и СМИ. Регулярно проводит сессии стратегического планирования для крупных российских компаний, мастер-классы в России и Украине для издателей и редакторов. Автор популярных брошюр по редакционному менеджменту и рекламе.
Сейчас возглавляет центр «Стратагема 37».
Зачем деловая пресса «селекционирует» аудиторию? Какие потребности читателя должен удовлетворять качественный деловой журнал?
Почему у региональных деловых СМИ больше независимости?
Как «продвинуть» себя через деловой журнал?
За последние семь-восемь лет российские бизнес-журналы справились с дефицитом информации, перестали быть разменной картой в игре больших бизнесменов, с трудом миновали соблазн стать частью какой-то выдуманной жизни. По словам Михаила Вейс­берга, сейчас на рынке доминируют две содержательные модели, решающие разные типы задач: справочники (в их число входят разнообразные юридические или бухгалтерские вестники, товарные и отраслевые каталоги и т. д.) и деловые журналы, представляющие читателю общую картину развития бизнеса, маркетинговые и менеджерские технологии, применимые как на федеральном, так и региона­льном уровне. Иными словами, информацию стали приспосабливать к решению конкретных управленческих задач.
Чтобы быть востребованной, деловая пресса формирует бизнес-сообщество

Если не вдаваться в терминологию, то деловой журнал сейчас можно назвать информационным инструментом для четко сегментированной части аудитории – бизнес-сообщества, «тусовки». Там есть свои и чужие. Свои – это люди, с которыми ты ведешь дела, следишь за их развитием, стремишься догнать, пытаешься применить их опыт; чужие – скорее всего те, чьи компании либо чересчур велики, либо недостаточно масштабны – в общем, кто не в твоем формате. И чем четче журнал видит «своего» читателя, тем он более эффективен и влиятелен.

 
Как, по-вашему, сейчас трансформируется читательская ауди­тория бизнес-изданий?

– Во-первых, она растет, потому что читать деловую прессу стало просто необходимо. С другой стороны, становится меньше «собственников-пионеров», которые поднимали бизнес 10-12 лет назад. Большинство из них устали решать тактические задачи еще лет пять назад, они уже не «машут саблей» – предпочитают строить систему, выйдя из нее, выступают заказчиками развития. На смену им пришли «новые», молодые собственники, которые формируются в условиях рыночной игры и параллельных нерыночных вмешательств. Им конкретика и технологии необходимы так же, как и основной группе читателей бизнес-изданий. Это «наемники» с карьерными амбициями, «живчики», ощутившие вкус денег, растущие вместе со своей компанией и сегментом рынка. Им нравятся сегодняшние возможности, хочется самоутвердиться в профессиональной среде, видеть лидеров, примерять на себя их поступки, быть среди них «своими».

Отдельно в читательской среде стоят маркетологи. Задача сделать свой товар конкурентоспособным заставляет этих специалистов читать журнал профессионально: мониторить информационный поток, выявлять тенденции, следить за движениями игроков, их стратегией и техниками. Короче говоря, собирать данные, на основе которых руководитель может формировать стратегию развития фирмы.

 
В таком случае, какие задачи должна решать деловая пресса?

– Думаю, три основные. Во-первых, иметь «маркетинговую начинку»: публиковать профессиональные обзоры рынка, мониторинги трендов. Мне, директору фирмы, сложно узнать о деятельности конкурентов, собрать их результаты, а журнал может это сделать – дать це­льную картину, да еще и выстроить рейтинг­ игроков. Во-вторых, погружать менеджера в бизнес-сообщество. Конечно, многие встречаются в клубах, казино, теперь еще и на тренингах. Но какое там общение? Урывками, в лучшем случае разговоры «за жизнь», и никакой конкретики. По этой же причине набирают популярность тематические конференции, дискуссионные клубы, организованные бизнес-изданиями. Есть и третья задача. Я наблюдал, как люди пролистывают журнал и параллельно у них возникают свои мысли – начинают на бумажке записывать, секретарше звонить Чтобы сгенерировать идею, я должен воздеть руки к небу и произнести мантру? Нет, я читаю деловой журнал, который заставляет фокусировать мозги на развитии моего бизнеса: выделять полезный для себя опыт, искать ассоциации. Это и становится катализатором идей. Очень зажигают рассказы о том, как фирма столкнулась с проблемой и так-то ее решила («Ага, у нас похожие сложности»), или истории успеха конкретных людей, когда читатель эмоционально присоединяется и думает, как бы сам поступил на месте героя.

У региональных изданий больше возможностей быть независимыми

Михаил Вейсберг уверен: чтобы соответствовать интересам своей аудитории, деловые журналы вынуждены проводить независимую редакционную политику. В противном случае очень велик риск потерять доверие читателей, влияние на рынке, а в конечном счете – деньги рекламодателей. Г-н Вейсберг полагает, что отчетливее всего такую тенденцию иллюст­рирует активно растущая в последнее время региональная деловая пресса.

 
С чем связан повышенный интерес инвесторов к региональным рынкам и местным деловым СМИ? Ведь даже федеральные издания, не так давно довольствовавшиеся Москвой и «Россией как-то в целом», сегодня запускают региональные приложения, чтобы заполучить аудиторию, ранее им не интересную

– Невозможно в Москве издавать журнал, эффективный для всех. Я уж не говорю, что Москва – весьма специфический конгломерат. Экономические связи, отношения, как правило, ограничены – там мало рынков федерального масштаба. Победы, поражения, фланговые атаки, отступления, партизанские вылазки происходят сегодня на рыночном рельефе конкретной территории. Региональная пресса, возможно проигрывая федеральной в финансовом ресурсе, всегда выигрывала в том, что была «здесь и сейчас», была конкретной, говорила со своей аудиторией в узнаваемом контексте. «На минувшей неделе на перекрестке улиц X и Y открылся деловой центр Z. Его строительство обошлось г-ну N во столько-то. Эксперты полагают, что появление нового игрока отразится на рынке офисных и торговых площадей так-то» – вот разговор, который стоит вне конкуренции. И сегодня, на мой взгляд, отобрать это преимущество у местных бизнес-изданий невозможно, если они сами не отдадут его из-за лени, глупости или желания быть «как в Москве»...

Еще один момент: столичный журналист может написать о каком-то местном предприятии, но сделает он это, скорее всего, поверхностно. Его группа оценки – он сам и московские коллеги. Группа оценки регионального журналиста – те, о ком он пишет. Он с ними сталкивается на презентациях, конференциях, в частном диалоге. Это заставляет быть более точным, аккуратным и конкретным.

 
Вместе с тем, немногие в регионах воспринимают редакционную политику местных деловых СМИ как независимую. Подобные стереотипы рождают претензии: «Кто заказал эту статью?», «Мне не нравится, как обо мне написали, я же размещаю рекламу в вашем издании, поэтому снимайте­ материал!».

– Бизнесмены – люди умные, но они не специалисты в медиа-рынке, поэтому и рассуждают на эту тему как обыватели. На самом деле, деловая пресса первая в медийной зоне повела себя как независимый бизнес. Она поняла, что может продавать не свою позицию, но продавать сервис, информацию и при этом оставаться независимой. Есть еще один распространенный миф: мол, федеральное СМИ может позволить себе быть независимым, а вы тут сидите и не рыпайтесь, мы же вас кормим. В реальности ситуация чуть ли не противоположная: «москвичи» живут под «увеличительным стеклом» властей, а регионалами пока мало кто «интересуется всерьез», поэтому у них гораздо больше­ возможностей быть независимыми, а значит – интересными и востребованными читателями. И потом, у деловой прессы нет задачи обличить власть, сформировать оппозиционные настроения – она обслуживает информационные и эмоциональные потребности своих читателей, и ей не нужна конкретная бизнес-структура, которая будет ее финансировать.

 
Но трудно поспорить с тем, что деловая пресса зарабатывает благодаря своей целевой аудитории, которая дает на страницах изданий платную рекламу своих компаний и продуктов.

– Несомненно, у бизнесмена возникает желание заявить о себе в том виде, в каком он хочет. Допустим, он платит деньги, заявляет. Но кто это будет читать, зная, что материал проплачен? Никто. Издание умирает. Вся ценность делового издания – это оценка, подбор фактов, основанных на мнении независимых экспертов, которым в бизнес-сообществе доверяют и с которыми ведет диалог журналист. Такая позиция, кстати, позволяет с большим доверием относиться и к той информации, которую печатают на правах рекламы – она становится эффективной.

Немногие знают, что как в западных, так и во многих наших журналах рекламный отдел отделен от редакции. Он дистанцирован территориально и организационно, чтобы у продавцов не было возможности влиять на работу журналистов. Первые стараются собрать рекламу, привлекая клиента информационной и оценочной насыщенностью журнала, его ценностью для целевой аудитории, вторые – работают над содержанием так, чтобы это преимущество только росло, а вместе с ним и росло влияние издания на рынок.

Как грамотно «пиариться» в деловых СМИ

Бизнесмены все чаще воспринимают деловые СМИ сегодня как возможность PR-поддержки своей компании, причем бесплатной. Поскольку издание дает картину, а иногда и формирует тенденции развития рынков, планомерная подача информации о деятельности конкретной фирмы, рассказ о менеджерских и маркетинговых технологиях, которые в ней применяются, дают кумулятивный эффект ее продвижению. «Засветившись» как ньюсмейкер, компания, не потеряв связи с журналом, может легко превратиться в эксперта рынка, а далее – в его лидера. Михаил Вейсберг говорит, что такой инструмент влияния готовы взять на вооружение далеко не все компании: одни не знают, как стать интересными изданию, другие по-прежнему стараются «делать деньги в тишине», предпочитая лишь читать о конкурентах, не заявляя о себе. В результате, рискуют остаться в проигрыше.

 
Почему компании так неохотно и неумело генерируют информационные поводы?

– Генерируют-то они охотно, просто многие считают, что написать пресс-релиз и разослать его в СМИ – это уже подвиг, достойный внимания! На поверку это оказывается не так. Недавно я был на конференции, где собрались представители деловой прессы и маркетологи компаний. Там одна активная редактор, обращаясь к залу, сказала: «Вы уж извините, но ваши пресс-релизы инсайтов в редакции не вызывают!». Это действительно так. Зачастую в редакции присылают «новости» вроде такой: «Очередное достижение нашей компании – полученный диплом на выставке, что лишний раз доказывает наши лидирующие позиции на рынке». Сразу видно, что начальнику было некогда думать о подаче информации, а исполнитель не знал, что писать, и старался, чтобы начальник не разозлился. Получилось очень обтекаемо и ни о чем. Ньюсмейкер должен поставить себя на место редакции, которая хочет, чтобы опубликованная информация была интересной и полезной читателю из другой фирмы, с другого рынка, из другого бизнеса. Новость должна заинтриговать: компания придумала оригинальный ход или продукт, обогнала, завоевала, пошла поперек тенденции... Ну и конечно, редакцию всегда интересуют столкновения интересов игроков, рыночные конфликты и прогнозы.

 
Однако хороший информационный повод не гарантирует бизнесмену появления лояльной статьи. Дьявол скрыт в мелочах, журналист их должен выкопать, а подробности и оценки порой оказываются не всегда положительными.

– Эти мелочи должны быть адекватными и объективными. Система работы со СМИ подразумевает четкое разделение полномочий не только по выдаче информации, но по дальнейшей работе с материалом. Для журналиста это действительно процесс: надо сначала услышать, потом проверить у внешних экспертов, взвесить мнения и получить ответную реакцию ньюсмейкера. Если кто-то негативно отзывается о компании, журналист должен дать ей возможность высказаться в ответ, опровергнуть или подтвердить.

 
Вообще-то, принцип не публиковать непроверенные данные и неподкрепленные мнения третьих лиц – давно уже «гигиеническая норма» для качественных деловых изданий.

– Профессиональные деловые издания не вправе вставать на сторону того или иного респондента. Они как бы «не играют, но ведут счет». С другой стороны, пресса обязана быть преданной своей аудитории и не исключать себя из нее: вот, мол, эти бизнесмены опять что-то натворили, сейчас мы всех разоблачим! «Мы все глядим в Наполеоны, наблюдая бой со стороны». А этот бой – пот, риск, драма людей, которые занимаются бизнесом. Нужно иметь уважение к их мужеству ставить на кон деньги, людей и даже жизнь в ситуации неопределенности. А бизнесмены, в свою очередь, должны понимать, что запираться, обижаться и угрожать бессмысленно – все равно журналист раскопает и напишет так, как надо его читателю.

Делая выбор в пользу того или иного журнала, бизнесмен должен понимать, почему он доверяет изданию и уважает его. Ему дают возможность высказать свою позицию, но если бы дело ограничилось только комплиментами, он сам перестал бы его любить. Если любишь – глупо закрываться. На этом и должна строиться информационная политика фирмы. Знаю: невозможно сделать так, чтобы картина делового мира всех читателей и героев статей совпала: к единому знаменателю ее приводит редакция, основываясь на опыте, отзывах читателей и профессионализме авторов и редакторов. Это ее версия событий, с ней нужно считаться, вписывать ее в свою стратегию продвижения.

 
Сейчас сложился класс компаний, которые активно продвигаются через личность руководителя или топ-менеджера, готового дать комментарий прессе практически по любому вопросу. И происходит своего рода перекос: к их мнению перестают прислушиваться, поскольку начинают воспринимать как поп-звезд.

– В этом виновата лень журналистская. Я понимаю, что найти хорошего комментатора, идущего на контакт, сложно. Однако на рынке немало людей, которые ждут, когда к ним обратятся – «а Германа все нет». Журнал должен дать им понять, что хорошего, взвешенного мнения от «незатасканной» персоны здесь ждут с нетерпением. Ну и самим, конечно, надо искать. Бизнесменам же, которые использу­ют издание для активного PR себя и компании, можно поаплодировать. Они формируют из себя бренд, сотрудничая с прессой. Таким образом защищают свою компанию от негатива, потому что худшее в наше время – это безызвестность.

Если на Западе сейчас руководители и топы мега-компаний «светятся» в деловой прессе, чтобы успокаивать акционеров, мол не волнуйтесь, у нас все нормально, то в России, и в большей степени в регионах, эти персонажи работают со СМИ, чтобы их фирмы стали мега-компани­ями. Такова ситуация. Выбор прост – либо воспользоваться ей в своих интересах, либо нет.

Самое читаемое
  • Оборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отрасляхОборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отраслях
  • Новые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионахНовые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионах
  • Путин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездоПутин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездо
  • ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.