Михаил Копейкин:
Среди чиновников федерального уровня МИХАИЛ КОПЕЙКИН считается одним из наиболее опытных правительственных экономистов. В Белом доме он работал с 1996 г. и первым из высокопоставленных госслужащи
Среди чиновников федерального уровня МИХАИЛ КОПЕЙКИН считается одним из наиболее опытных правительственных экономистов. В Белом доме он работал с 1996 г. и первым из высокопоставленных госслужащих предложил радикально снизить ставку НДС до 13% в 2004 г. А в 2006 г. он вступил в публичную полемику с министром финансов АЛЕКСЕЕМ КУДРИНЫМ по поводу использования средств стабфонда. В конце 2008 г., в разгар кризиса, по Белому дому поползли слухи о том, что замруководителя аппарата правительства Михаила Копейкина переводят в члены правления Внешэкономбанка. Журналисты сразу же прокомментировали: главной задачей чиновника станет контроль над расходованием антикризисных ресурсов, распределяемых через «ВЭБ». Однако сам г-н Копейкин не согласен с такой трактовкой своего перемещения: «Долгое время в правительстве я занимался тем, что принимал участие в разработке теорий и планов по развитию экономики страны. А работа в «ВЭБе» дала мне возможность реализовать все это на практике».
По словам Михаила Копейкина, на поддержку малого и среднего предпринимательства до конца 2011 г. «Внешэкономбанк» направит более 100 млрд руб. Непосредственно к бизнесу эти денежные вливания будут доходить через дочерние структуры банка— «Российский банк развития», а затем через ОАО «НТБ», «ОАО «Связь-Банк» и ЗАО «Глобэксбанк». Также банк намерен предоставлять гарантии за российские банки, получающие целевые кредиты на поддержку МСП от международных и зарубежных финансовых институтов.
Вы приступили к работе во Внешэкономбанке в январе 2009 г. Какие задачи тогда перед вами поставило руководство госкорпорации?
— Основная задача— организация государственной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. Это направление сегодня является приоритетным в деятельности Внешэкономбанка. Это видно и по объемам ресурсов, которые правительство России выделило на эти цели— в частности, в 2009 году было направлено 30 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния, 10 миллиардов Внешэкономбанк перечислил в уставный капитал ОАО «Российский банк развития».
Помимо «ВЭБа» какие ведомства и структуры участвуют в разработке и реализации этой госпрограммы?
— Поддержка малого и среднего бизнеса— самостоятельное направление экономичес- кой политики в нашем государстве, и за его реализацию отвечает правительство, а также правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, которую возглавляет Игорь Шувалов. Эта государственная программа реализуется в тесном контакте с министерством экономического развития России и минфином. Все важные решения принимаются с участием представителей этих министерств и, разумеется, руководства Внешэкономбанка. К примеру, в настоящее время мы работаем над стратегией развития Российского банка развития до 2015 года.
Не так давно «ВЭБ» заявил о том, что будет предоставлять гарантии за банки, получающие целевые кредиты на поддержку МСП. Это касается только его дочерних структур?
— Нет, речь идет не о дочерних финансовых учреждениях. Дело в том, что у «ВЭБа» есть ряд соглашений с иностранными банками, в соответствии с которыми российским банкам, оказывающим поддержку малым и средним предприятиям, могут предоставляться наши гарантии. Это порядка 20 банков, которые активно кредитуют сектор МСБ и являются надежными участниками рынка.
По вашей оценке, насколько на данном этапе стабильна национальная банковская система?
— Могу ответить однозначно: достаточно стабильна. За исключением ряда небольших банков, вся система не только продолжает успешно функционировать, но еще и показывает положительную динамику роста.
Ставит ли перед собой правительство задачу по снижению количества банков в стране?
— Этот вопрос давно обсуждается. Есть разные точки зрения. Одни говорят: пусть будут все банки работать, другие: нужно оставить самые крупные. Я не придерживаюсь ни той, ни другой позиции. По-моему, не стоит административным путем сокращать количество банков и способствовать тому, чтобы, например, участники «Топ-100» поглотили всех остальных. Я считаю, что те кредитные учреждения, которые оказывают качественные услуги, должны сохраниться. И количество банков должно определяться состоянием экономики и качеством оказываемых ими услуг.
Каким вы видите будущее локальных банков, учитывая, что с каждым годом их в нашей стране становится все меньше, в том числе из-за агрессивной политики поглощения успешных со стороны федералов? Некоторые аналитики прогнозируют как ответный тренд появление межрегиональных структур.
— Я не стал бы говорить, что крупные федеральные банки целенаправленно ведут агрессивную политику по поглощению небольших региональных игроков. По-моему, устойчивые региональные учреждения будут востребованными и продолжат свою работу. Что касается межрегионального банка, то он может появиться в том регионе, где для этого есть необходимые экономические условия и предпосылки, а также сформирован достаточный спрос на такого рода услуги.
От внешних займов негатива не будет
Сейчас по программе рефинансирования «Внешэкономбанк» сотрудничает с 88 банками-партнерами в 77 регионах страны. Общая сумма заключенных договоров составляет более 24 млрд руб. Все эти средства идут на рефинансирование уже имеющихся кредитных задолженностей предприятий малого и среднего бизнеса. По словам г-на Копейкина, эта программа была разработана как антикризисная мера и в пик кризиса помогла многим российским компаниям остаться на плаву и не обанкротиться. «Если говорить об отраслях, то около половины средств идет на кредитование предприятий торговли, где-то по 20% получают предприятия промышленного сектора и строительства, и всего порядка 8% — сельское хозяйство. Самые востребованные кредиты— от 10 до 50 миллионов рублей. При этом все кредиты выдаются сроком до трех лет»,— отметил г-н Копейкин. В целом, программа «Рефинансирование» оказала положительное влияние на банки, которые получили возможность перекредитовывать даже тех клиентов, которые находились в «зоне риска».
Вы участвовали в разработке путинского антикризисного плана. Скажите, все ли меры по поддержке отечественной экономики оказались действенными?
— Я считаю, что антикризисный план правительства России включал в себя все необходимые меры, осуществление которых действительно позволило ощутимо минимизировать последствия мирового финансового кризиса. Он был своевременно разработан и в целом оперативно реализован. И если даже какая-то часть предложенных мер не сработала так, как было изначально задумано, то в целом результат оказался положительным. Практика показала, что самый сложный период кризиса был пройден нашей экономикой без серьезных последствий. Предпринятые действия и значительный объем средств, направленных в экономику страны, безусловно, оказали серьезное влияние. С другой стороны, кризис показал наши слабые стороны и выявил необходимость развития новых направлений деятельности. В частности, сейчас Внешэкономбанк активно стимулирует малые и средние предприятия, работающие в инновационной сфере.
На каком этапе находится сейчас наша экономика— выхода из кризиса или нового его витка?
— На мой взгляд, мы выходим из кризиса. Динамика основных показателей, в том числе и в банковской сфере говорит о том, что ситуация улучшается. Самый сложный период был в конце 2008 года и начале 2009-го. Думаю, положительная динамика сохранится и дальше.
Как Вы можете тогда прокомментировать ситуацию с возвращением страны к практике внешних заимствований?
— Думаю, никаких негативных последствий не будет. У нас небольшой внешний долг по сравнению с другими странами. Основная цель внешних займов— дополнительные источники финансирования внутренней экономики. Все эти деньги, в основном, привлекаются для развития экономики, в том числе и для развития малого и среднего предпринимательства.
Михаил Копейкин
Член правления— заместитель председателя Внешэкономбанка. Родился 10 апреля 1954 г. в Москве.
Образование: Окончил Московский институт управления им. С. Орджоникидзе
Карьера: 1991—1993гг.— работал на руководящих должностях в Минэкономики СССР, Министерстве экономики и финансов РФ; 1993—1996гг.— начальник сводного отдела Минэкономики РФ, затем— руководитель комплекса экономической реформы, начальник департамента экономической реформы; 1996 г.— начальник департамента экономики и инвестиций в аппарате Правительства РФ, затем— начальник департамента экономики, департамента экономики и управления собственностью; 2003 г.— замруководителя аппарата Правительства РФ— начальник департамента экономики и управления собственностью. 2009 г.— заместитель председателя ВЭБ.