Михаил Чернышев: «У меня мигалки нет»
«ДК» поговорил с мэром Ростова‑на‑Дону Михаилом Чернышевым о том, как город будет решать транспортные проблемы, развивать инфраструктуру и когда водопроводную воду можно будет пить прямо из крана.
И главное — какую роль во всех этих преобразованиях может сыграть бизнес.
Опыт крупных городов мира показывает: наиболее эффективный метод повышения пропускной способности дорог — создание пространственных уровней движения. На первом этапе реализации этого направления в Ростове был построен автомобильный мост через Дон в створе проспекта Сиверса. Это послужило началом формирования «малого кольца» в обход центральной части города. К настоящему времени построено 4,5 км, из которых половина приходится на эстакады и транспортные развязки. Второй этап развития Темерницкого и Кизитириновского диаметра предполагает строительство 3,5 км, включая 2,2 км эстакады.
Не стоять в пробках
Пока же ростовские водители перманентно стоят в пробках. Ситуация осложняется тем, что у Ростова относительно небольшая площадь. У нас по сравнению с другими городами‑миллионниками самая маленькая территория. К тому же улично‑дорожная сеть в центре города формировалась еще в XIX веке. И, конечно, не была рассчитана на столь интенсивное движение.
Михаил Анатольевич, сколько часов лично вы проводите в пробках?
— Лично я в пробках провожу не так много времени, поскольку приезжаю на работу в 7.00, а уезжаю, как правило, после 22.00, то есть далеко от времени пиковых нагрузок. Конечно, днем иной раз приходится постоять в заторах, поскольку ни машины сопровождения, ни мигалки у меня нет.
Как и в других крупных городах России, транспортную ситуацию в нашем городе можно охарактеризовать, как сложную. Достаточно сказать, что за последние годы уровень автомобилизации вырос в Ростове в пять раз. Сегодня в городе зарегистрировано 375 машин на тысячу ростовчан, а с учетом гостевого транспорта этот показатель и вовсе превышает 500 авто. При этом развитие дорожно‑транспортной сети отстает от стремительной автомобилизации ростовчан. Выход из сложившейся сложной транспортной ситуации видится в реализации самых разных направлений, говорить о которых можно очень долго.
Если говорить о формировании «малого кольца», то реализация этого проекта позволит перераспределить транспорт с южного направления на ул. Нансена, которую в будущем собираемся перевести на односторонний режим работы (северная и южная сторона). Кроме того, будет обеспечен выход в восточном (на пр. Театральный) и в северном направлении (на пл. Страны Советов). Немаловажно и то, что по мере развития Темерницкого и Кизитериновского диаметра открывается перспектива создания новых скоростных магистралей в западном, северо‑западном и северном направлениях.
На проспекте Нагибина появится еще один торговый центр. Как планируете разгружать улицу?
— При выдаче разрешения на строительство этого и других крупных объектов сегодня обязательно учитываются нормативы обеспеченности парковочными местами. В случае если они не будут соблюдены, данные объекты попросту не удастся ввести в эксплуатацию.
Есть ли планы строительства стояночных комплексов в центре города? Строить их будет город или привлекут для этого инвесторов?
— Паркующийся транспорт значительно снижает пропускную способность улиц города. Особенно в центральной его части. Дефицит парковочных мест в центральной части оценивается примерно в 2,6 тыс. машиномест.
Мы разработали несколько инвестиционных предложений для строительства многоуровневых парковок с использованием механизма государственно‑частного партнерства. Предполагается, что на территории парка Горького и в районе площади 5‑го Донского корпуса будут построены подземно‑наземные паркинги, а на Соборной и Театральной площадях — подземные паркинги.
Все необходимые материалы переданы в Департамент архитектуры и градостроительства для подготовки постановления о закреплении земельных участков под дальнейшее проектирование и строительство, при котором будет учитываться опыт передовых стран мира. Проблема заключается в том, что срок окупаемости паркингов слишком долгий, и бизнесмены не торопятся вкладываться в реализацию этих проектов.
Инфраструктурный вопрос
Первый вопрос любого инвестора, когда он приходит в город: есть ли в городе площадки с подведенными коммуникациями. В Ростове такие площадки есть, но их, конечно же, не хватает. Сегодня в донской столице разрабатывается комплексная программа развития инженерной инфраструктуры стоимостью более 50 млрд руб. Активно участвуют в этой программе и ресурсоснабжающие организации, которые впервые должны разработать собственные программы комплексного развития с перспективой на ближайшие пять лет и с привязкой к конкретным районам масштабной застройки.
Программой определены сразу несколько «точек роста», включая район Левенцовский, 140‑й военный городок, территорию бывшего совхоза «Декоративные культуры», левобережную зону, а также участок площадью 200 гектаров около поселка Рассвет, куда все сети протянут из Ростова.
Каким образом будет происходить координация участия в программе всех заинтересованных сторон?
— Конечно, нельзя в один из новых районов завести воду и канализацию, но не протянуть свет и газ. В противном случае там попросту не будут продаваться квартиры, и реализация всего проекта окажется под угрозой срыва.
Чтобы синхронизировать действия ресурсоснабжающих организаций, администрация города представит им исходные данные, где имеется подробная информация о том, какие мощности необходимы донской столице в ближайшие пять лет и по годам расписаны предполагаемые нагрузки на сети. В свою очередь компании должны будут учесть эти данные в своих инвестиционных программах. Причем строительство инфраструктурных объектов в новых районах будет рассчитано так, чтобы обеспечить запас мощности и разгрузить уже застроенные территории, включая центральную часть города.
Помимо этого, в рамках комплексной программы предполагается освоить 37 млрд руб. на строительство и реконструкцию дорожной сети. Около 33 млрд из этой суммы будут направлены на создание транспортной инфраструктуры в левобережной части города в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г. Здесь, в частности, предусмотрено строительство второго трехполосного перехода Ворошиловского моста и рокадной дороги по Левому берегу. Финансирование программы будет осуществляться из всех источников, включая федеральный, региональный и городской бюджеты, а также средства инвесторов.
Уже несколько лет идет дискуссия по поводу того, кто должен ремонтировать и строить дороги в левобережной промышленной зоне. Руководители расположенных там компаний уверены, что платят достаточно высокие налоги, чтобы рассчитывать на поддержку властей в этом вопросе.
— Поддержка будет. Сейчас уже разрабатывается проектно‑сметная документация на капитальный ремонт ул. 1‑й Луговой, который будет проводиться за счет средств бюджета города. Ожидается, что уже в июне мы получим положительное заключение экспертизы, после чего сразу же приступим к работам. Параллельно на ул. 1‑й Луговой и ул. Шоссейной планируется обустроить 120 парковочных мест для большегрузных автомобилей.
Задам вопрос с историей. Горожане уже много лет надеются, что когда‑нибудь в Ростове будет свое метро. Суждено ли этим мечтам сбыться?
— Метро в Ростове будет! И происходит это именно сейчас на наших глазах. С июня 2009 года по февраль 2011-го разрабатывался проект «Обоснования инвестиций по проектированию и строительству 1‑й очереди первой линии метрополитена». Получено положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза» в Москве.
Поддержал идею строительства метрополитена в Ростове‑на‑Дону и губернатор Ростовской области. Специалисты уже готовят аукцион на разработку проектно‑сметной документации упомянутой первой линии. ПСД обойдется городу примерно 950 млн руб.
Планируется, что проект будет готов в первом квартале 2014 г. На апрельском заседании городской Думы будет рассматриваться вопрос о выделении первых 35 млн — на проект планировки и межевания территории для размещения первой линии. Собственно строительство 1‑й линии обойдется порядка 80 млрд рублей.
Метро — это очень дорогой проект. Осуществить его мы сможем, только консолидировав средства городского, областного и федерального бюджетов.
Вода из крана
Проблема качества воды в донской столице, как в других больших городах, стоит остро. По словам главы города, питьевая вода, поступающая в городскую водопроводную сеть после водоподготовки на очистных сооружениях, соответствует требованиям СанПиН. Но городские сети настолько изношены, что пока вода дойдет до потребителя, происходит ее «вторичное» загрязнение.
В Ростове когда‑нибудь можно будет пить воду прямо из‑под крана?
— Когда‑то считалось, что, например, в Москве вода «вкусная», и что ее можно спокойно пить из‑под крана. Но многие москвичи живут по принципу «береженого Бог бережет» и все‑таки предпочитают либо воду кипятить, либо приобретать бутилированную, используя ее для питья, приготовления пищи.
В Ростове сейчас для того, чтобы мы в обозримом будущем могли позволить без опасений пить воду из‑под крана, делается очень много. Например, реализуется масштабный инвестиционный проект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова‑на‑Дону и юго‑запада Ростовской области». Этот проект реализуется ОАО «ПО Водоканал» совместно с ОАО «Евразийский» при поддержке Инвестиционного фонда РФ. Замечу, что это крупнейший инфраструктурный проект не только в России, но и в Европе.
В рамках данного проекта построены и введены в действие десять объектов, строительство еще двух близится к завершению. Стоит отметить, что логическим продолжением комплексной программы развития водопроводно‑канализационного хозяйства в Ростове является региональный инвестиционный проект «Чистый Дон». В его рамках планируется строительство завода по сжиганию шлама и установки по обеззараживанию сточных вод ультрафиолетом, реконструкция второй очереди очистных сооружений канализации города, строительство участка генерального коллектора.
Чего мы добьемся благодаря реализации этих двух уникальных инвестиционных проектов? Во‑первых, Ростов‑на‑Дону станет вторым городом в России с законченным циклом очистки стоков. Во‑вторых, мегаполис получит возможность планомерно, пропорционально развиваться и обеспечивать ростовчан качественным и бесперебойным водоснабжением.
Контролирует ли муниципалитет промышленные предприятия на предмет очистки промышленных отходов?
— В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по осуществлению экологического контроля.
Вместе с тем, нас, конечно же, не может не волновать ситуация с промышленными отходами. Но здесь воспитанием одной лишь сознательности у бизнеса не обойтись. Поэтому в целях мотивации бизнеса на осуществление деятельности по охране окружающей среды, в том числе в сфере обращения с отходами, считаю целесообразным решить вопрос о предоставлении предприятиям по переработке отходов экономических преференций. Причем на уровне Правительства Ростовской области.
Какой путь взаимодействия власти и бизнеса кажется вам наиболее эффективным?
— Во‑первых, должны быть устранены административные барьеры и минимизировано вмешательство в предпринимательскую деятельность. Сейчас активно работаем над выявлением тех отраслей и направлений развития города, которые наиболее актуальны и необходимы. Мы не стремимся контролировать бизнес, однако подобные исследования помогают направить его усилия именно туда, где они наиболее востребованы. А значит, будут максимально эффективны для общества и прибыльны для бизнеса.
Подготовила Надежда Мартова