Мистер и Мисисс Ростов
В самом «красивом бизнесе» Ростова Елена и Михаил Степура прошли путь длиной в 18 лет. Начинали с организации еще советских конкурсов «А ну-ка, девушки» и «Лучший по профессии», а теперь у них лу
Елена Степура
Родилась в 1956 году в г. Дебальцево (Украина).
Образование: 1988 г. — закончила Лениградскую профсоюзную школу культуры (ныне Академия культуры).
Карьера: 1988 г. — организатор конкурса красоты Мисс«25+5».
С 1990 г. — директор школы красоты «Имидж».
1999 г. — член правления межрегионального Союза художников-моделье- ров.
2001 г. — главный редактор российского иллюстрированного журнала «Красота без границ».
2006 г. — главный редактор журнала «Ростовская Фишка удачи».
досье
Михаил Степура
Родился в 1951 г. в Свердловске.
Образование: 1975 г. — закончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище.
Карьера: В 1991 г. — ушел из армии с поста начальника 1-го отделения отдела реализации договоров о сокращении Вооруженных сил в Европе штаба СКВО. Подполковник запаса.
1991 г. — генеральный директор НОУ «Имидж-центр».
1999 г. – получил статус вице-президента Международного альянса модельных агентств (МАМА) стран СНГ, официального представителя национального конкурса красоты в ЮФО.
2004 г. — награжден золотым знаком «Лучший менеджер России».
Автор книги «Как стать моделью».
Они встретились в нужном месте и в нужное время. Он — уроженец Екатеринбурга, сын секретаря тогда еще свердловского райкома. Она — украинская кареглазая красавица из донбасского городка Дебальцево. Тогда в 1983-м они оказались вместе на турбазе «Красная поляна» в горах. В один из вечеров инструктор попросил Елену помочь с организацией конкурса «А ну-ка девушки» (Лена заведовала отделом культмассовой работы во дворце культуры, и у нее был опыт проведения таких мероприятий, а Михаил сам подошел к ней и предложил свою помощь). В Ростов приехали в 1986 г., когда Михаил получил перевод из Праги в штаб Северо-Кавказского военного округа, уже семейной парой. Елена устроилась заведующей отделом культурно-массовой работы в ДК Вертолетного завода.
Во времена перестройки экспериментировали, интуитивно отыскивая свою нишу на диком постсоветском рынке. Открывали первый в Ростове магазин парциальной приватизации , создавали инвестиционную компанию, обувью торговали. В 1989 г. провели первую коммерческую фотовыставку по городам области и юга России «Фотомодель СССР». «Примерно треть фотографий выставки были эротическими. Представляете, это в то время! — рассказывают супруги. — Мы взяли в аренду эту выставку на три месяца у Санк-Петербургских устрои- телей. На неделю арендовали малый зал Дома офицеров. Билет стоил 1 рубль, лотерейный — 50 коп. У нас ломились залы от зрителей. Мы заработали на выставке в 50 раз больше, чем оба получали за месяц».
За год до этого Елена загорелась идеей — провести конкурс красоты в Ростове. В течение 10 лет на Украине она организовывала конкурсы «А ну-ка, девушки» и «Лучший по профессии». Приехав в Ростов, открыла клуб для девушек «Школа красоты». Прежде всего, для работниц вертолетного завода (профком строго проверял, «сколько цехов охвачено мероприятием»). Но быть красивыми и участвовать в конкурсах хотели девушки со всего города. Тогда Елена задумалась: для молодежи до 20 лет в городе проводились дискотеки. Для тех, кто постарше, — клубы «Кому за 30». У аудитории от 20 до 30 лет своего «места и действа» не было. Тогда Елена и группа энтузиастов создали клуб «25 плюс-минус 5» и всерьез задумались о первом конкурсе ростовских красавиц. Причем, сразу хотелось уйти из скучного формата конкурса и сделать шоу-программу.
Елена Степура вспоминает: «Наш первый конкурс был самым запоминающимся, зрелищным. В первом туре участвовали всего 36 девушек, которые не побоялись выйти на сцену. В финале приняли участие только пятеро. За три квартала до ДК «Роствертола» спрашивали лишний билетик, но их на всех не хватило. Те, кто по- смелей, лезли в окна, чтобы посмотреть, как девушки будут выходить в купальниках. Помню, что в тот день шел дождь, и все подоконники на первом этаже дворца культуры были грязные»
Для первого конкурса обувь и одежду участницам шили на заказ ростовские кооперативы. «Иначе где в эпоху тотального дефицита мы бы взяли одинаковые купальники с завышенной линией бедра? — улыбается Михаил. — В качестве призов для девушек спонсоры предоставляли тоже продукцию местных предпринимателей: часы на цепочке, кастрюли в горошек. И каждому «дарителю» мы обещали «рекламу» — поэтому, когда проводился конкурс, огромное количество времени приходилось тратить на объявление спонсоров программы».
В 1988 году Ростов-на-Дону стал седьмым городом в России, где прошел конкурс красоты — «Мисс Ростов 25 плюс-минус пять».
На следующий год один из ведущих режиссеров города Сергей Можаев, тогда работник горкома комсомола, предложил Степурам провести областной конкурс «Прима Дона». Уже «по-взрослому», с сопроводительной шоу-программой, в которой были задействованы восходящие российские шоу-звезды: молодой Киркоров, Леонид Якубович. Игорь Саруханов
Конкурсанток готовили специалисты: актриса театра драмы Татьяна Малиновская ставила претенденткам речь, преподавала актерское мастерство. Хореограф ростовского Дома мод Лариса Ерофеева учила первых ростовских красавиц правильно ходить на каблуках, делать проходку и эпальман. Вячеслав Терехин вел занятия по психологии.
Конкурсная шоу-программа длилась пять дней. И все пять дней каждый вечер в зале Дворца спорта собиралось по 3-5 тысяч зрителей.
Через два года от желающих участвовать в ростовском конкурсе красоты не было отбоя. Тогда супруги и решили разделить потоки: одних девушек стали планомерно отбирать и готовить к конкурсам, другим предложили поработать над собой. На специально открытом коммерческом курсе «Самосовершенствование», из которого впоследствии возникла «Школа красоты и делового представительства» с взрослым и детским направлением. Так красивое хобби супругов переросло в бизнес-проект.
Они не называют свои предприятия холдингом или группой компаний (а самостоятельных направлений у «Имидж-Центра» сегодня уже более пяти). Елена Степура шутит: «Империя красоты». По сути, это творческая мастерская, которая, как любое образовательное учреждение, занимается обучением детей и взрослых, выдает удостоверения о получении специальности и трудоустраивает выпускников. Все составляющие бизнеса взаимодополняемы и выстроены в соответствие с четкой логикой. Лучшие выпускники детской группы «Имидж» становятся актерами Театра Юных Моделей (ТЮМ), затем продолжают карьеру в профессиональном модельном агентстве, которое зарабатывает на комиссии от контрактов и показах, конкурсах, организацией которых занято также собственное подразделение. Наконец, PR-агентство размещает рекламу партнеров конкурсов и шоу-программ на собственных рекламоносителях, в частности, в журналах «Красота без границ» и «Ростовская фишка удачи», которые издает «Имидж-Центр». Имиджевую роль выполняет и уникальный фэшн-проект «Модные пятницы». Из имеющихся направлений всегда какое-то локомотивное, другие — дополняющие. Причем, лидер год от года может быть разным: если раньше главным источником доходов была Школа «Имидж», то сегодня это агентство «Имидж-Элит», ставшее одним из ведущих модельных агентств в России.
«Когда относишься к делу как созидатель, а не «сборщик урожая», у него гораздо больше шансов дать успешные всходы, — говорит Михаил. — Тогда даже собственные ошибки не ложатся в землю мертвым грузом. Ты поливаешь эти зерна, и они снова превращаются в живые ростки.»
Одним из недолговечных направлений Школы «Имидж» стали в свое время курсы секретарей-референтов и гувернанток. Спрос на таких специалистов у новых русских предпринимателей был огромным: им в качестве помощниц уже требовались не просто этакие «сухари в юбках», а умные, привлекательные, образованные девушки, владеющие деловым этикетом, умеющие грамотно говорить и со вкусом одеваться. Всему этому обучали в «Имидже». Но вскоре, воспользовавшись успешными проектами, с подобными предложениями на рынок вышли специализированные учебные заведения, и Степура поняли, что нет смысла с ними конкурировать. Да и рынок вакансий они уже успели заполнить почти до предела.
Закрыть пришлось и другой ставший убыточным проект — детский сад «Мини-лицей». Михаил Степура: «Под направление дополнительного дошкольного воспитания мы арендовали в детском саду отдельный блок, наняли лучших методистов, преподавателей. На пятерых детей у нас было восемь педагогов и гувернантка. Проект оказался слишком затратным и преждевременным».
Зато совершенно неожиданно развилось в самостоятельный прибыльный бизнес детское направление: школа красоты и светского воспитания «Имидж», созданная вскоре после запуска взрослой. Елена рассказывает: «В то время занятия в кружках дворцов культуры были узкоспециализированными. Мы сразу решили, что у нас будет комплексное обучение: психология, культура речи, этикет, эстетика движений и танец. Под первый набор в детскую группу дали объявление в СМИ, собрали родителей в большом зале ДК «Роствертола», провели оргсобрание, в красках рассказали, чему будем обучать. Михаил объявил цену — 50 рублей(!) в месяц, назвал номер комнаты, где будет проходить запись на курс. Вдруг люди стали подниматься и выходить из зала. Я в легком шоке: «Миша, уходят!» Мы тоже вышли из зала и увидели на лестнице огромную очередь. Тогда мы набрали 10 детских групп вместо двух запланированных».
Еще через год набрали подростковую группу 13-15 лет, хотя опасались, что им будут неинтересны азы искусств и моды. Оказалось, наоборот: родители и дети шли активно. Но сколько бы ни было желающих, количество слушателей в группах всегда ограничено (не более 15 человек).
«Мы не гонимся за количеством, — говорит Михаил. — Как только мы пойдем по пути механического увеличения числа слушателей школы, сразу потеряем в качестве. Так и произошло с нашими конкурентами. Как-то мы подготовили по запросу гороно учебную программу детской Школы. Сдали ее, а через три месяца в городе открылась воскресная школа, полностью скопированная с нашей. Но проработала она менее года и закрылась: ее создатели хотели выжать из проекта по максимуму. Занятия велись на аудиторию, аж до 100 человек! Мы же стремимся обеспечить каждому ребенку максимум внимания.
Елена и Михаил: «Для нас важно получать удовольствие от дела, которым занимаемся. От творчества, созидания — основы для лучшего будущего. Мы стремимся воспитывать новую ростовскую интеллигенцию. Пусть это громкие слова, но опыт показывает, что они верны. Можно множить богатство, окружать себя массой вещей, которыми не успеваешь пользоваться, а потом понять, что твой духовный «багаж» пуст, и ты потратил жизнь лишь на гонку за жизнью».
Михаил Степура говорит, что, как и весь ростовский бизнес, их семейное дело, — прежде всего проекция личностей: «В Европе человеческий фактор в бизнесе не играет такой роли, как в России и, тем более, в Ростове. Здесь, если мы перестаем контролировать процесс, то он начинает идти не так. Даже филиалы (отделения) нашей Школы в других городах отличаются от ростовского. И я не уверен, сохранится ли «Имидж-Центр», если мы перестанем его возглавлять. Скорее всего, это будет совсем другая организация».
Сегодня всеми направлениями супруги Степура управляют лично. Елена руководит процессом обучения в детской школе, вывозит самых «заслуженных» в зарубежные гастроли, занимается издательской дея- тельностью, разрабатывает идеологию, сценарии шоу-программ и презентаций. Рождение новых идей обычно — коллективный продукт творческо-постановочной группы «Имиджа». Здесь главное — не бояться рисковать, считают они. Подчас самая безумная идея приносит неплохой доход. Такой идеей в свое время стало, например, участие в 2003 г. в Международной выставке ПОДИУМ-Экспо. «Затраты были огромные. Мы поехали в Москву практически на удачу — большой командой педагогов и моделей. И — стали лучшими!» — вспоминают супруги.
Зона «ответственности» Михаила — стратегия, постановка задач, планирование, финансы, руководство модельным и рекламным агентствами, юридическое сопровождение бизнеса. Отведенных в сутках 24 часов на все хронически не хватает, но приглашать наемного топ-менеджера Степура считают преждевременным. «Я работаю и по вечерам и по выходным. Воскресенье — единственный день, когда я могу заниматься планированием и расчетами, не отвлекаясь на текучку, — рассказывает Михаил. — Вот сейчас, например, надо срочно решить один вопрос в администрации. Чиновник, от которого это зависит, раздражается: «Ну что вы меня все время дергаете? Я так загружен, что каждый день задерживаюсь допоздна». Отвечаю — вы думаете, я не задерживаюсь? И он поставил условие: если позвонит поздно, а меня не будет на работе, то наш вопрос не решится. Он звонил три вечера подряд. Мы работаем Какие проблемы!»
Елена улыбается: «Трудоголизм — это не жертва, как может показаться. Просто нам повезло: удается совмещать и работу, и отдых, и увлечения. Собственно говоря, мы свою работу и личную жизнь тоже совместили».
«В нашу деятельность мы привлекали и собственных детей», — говорят супруги. Сын от первого брака Михаила Максим, будучи менеджером по международным связям, помогал отцу при выводе «Имиджа» на международный рынок и организации шоу-программ. Дочь Елены Оксана работала секретарем, кадровиком и менеджером агентства. В «Имидж-центре» 35 постоянных сотрудников и несколько десятков внештатных преподавателей. Управление, как шутят супруги, — «демократично-централизованное». «У нас принято доверять сотрудникам, каждого из них мы подбирали по человеку, многие из них «выросли» здесь и теперь руководят в «Имидже» своими направлениями или успешно работают в других фирмах, в том числе и в московских, — говорит Михаил. — Системы наказаний как таковой у нас нет. Чтобы человек от нас услышал: «Вы нам не подходите», надо, чтобы он много ошибок совершил В общем, работаем по принципу «семейной корпоративности». А выгонять из семьи у нас не принято».
Ростов не мог не стать «колыбелью» модельного бизнеса: этому способствовала сама атмосфера южного города, лояльность властей, традиционно благоволивших к организации массовых мероприятий, и менталитет ростовчан, которые всегда ценили красоту, ум и талант. В середине 90-х в «город красавиц» зачастили москвичи, чтобы отбирать претенденток для участия в столичных рекламных акциях и «поставлять» их в Москву, зарабатывая на посредничестве. Елена рассказывает, что именно тогда и возникла идея создания собственного модельного агентства на базе выпускниц Школы «Имидж»: «Сначала мы тоже работали со столичными агентствами за комиссионные. Михаил Юрьевич поехал в Москву, познакомился с Татьяной Кольцовой, руководителем агентства Red Star, потом наработали собственные контакты, в том числе за рубежом. Сегодня «Имидж-Элит» сотрудничает с парижскими агентствами «IDOLLE», NEXT, « Madison», «Mariot», с миланскими «Fashion», «Women». Есть у нас партнеры в Лондоне и Америке. Сейчас нам особенно интересно работать с восточными партнерами — недавно наши модели получили работу в нескольких модельных агентствах Токио и Сеула».
В 1997 г. впервые победительница конкурса «Ростовская красавица» участвовала во всероссийском конкурсе красоты и сразу вошла в десятку самых красивых девушек страны. «Тогда существовали взносы за участие во всероссийском конкурсе — $ 1000 за претендентку. Такие деньги мы не готовы были платить. Узнав об этом, ростовский бизнесмен Иван Саввиди, возглавлявший компанию «Донской табак», оплатил этот взнос и сказал, что пока он работает в городе, проблема взноса не станет препятствием для участия ростовчанок во всероссийских конкурсах. В том же году «Имидж-Центр» получил лицензию на проведение конкурсов красоты в Ростове-на-Дону и отправку победительниц на всероссийские финалы.
Сейчас Михаил Степура изучает международный опыт по соблюдению авторского права. Ведь на Западе модель (а, соответственно, и ее агентство) получает гонорар не только за показ или съемки, но и за право тиражирования своего образа. Отечественный рынок пока «дикий»: «Мы стремимся внедрить в сознание российских предпринимателей, что в модельном бизнесе нужно работать по международным правилам и стандартам, и только с профессионалами. В своем агентстве отслеживаем передачу авторских прав на тиражирование образов своих моделей в рекламе, на Западе этим занимаются наши партнеры. Постепенно, я думаю, мы придем к цивилизованному рынку «индустрии красоты» в России».
детали
Модельный ряд «Имидж-Центра»
Сегодня в банке данных агентства «Имидж-Элит» более 300 действующих моделей.
10 лет «Ростовская Красавица» входит в план культурной программы Дня города.
«Мисс России-2003» Викторию Лопыреву заметили, когда она пришла на конкурс «Фотомодель Дона».
Ирина Жукова («Ростовская красавица-2005») – выпускница детской школы «Имидж».
Наталья Николаева после получения титула «Мисс Россия-2005» и участия в финале «Мисс Вселенная» поступила в ГИТИС.
Татьяну Котову («Мисс Россия 2006»), представлявшую потом Россию на конкурсе «Мисс Вселенная», Елена Степура «нашла», увидев в студенческом показе мод по телевизору.
Марина Тарахович, «Модель Вселенной 2002» работает на мировых подиумах.
Сабрина Гаджикаибова — участница проекта «Фабрика звезд». Евва Ривас (Валерия Решетникова) — бронзовый призер проекта «Пять звезд».
21 сентября 2007 г. в Китае титул «Краса мира 2007» получила ростовчанка Елена Потана, модель агентства «Имидж-Элит».
На первом Всероссийском конкурсе модельных агентств, прошедшем в начале октября 2007 года в г. Иваново, «Имидж-Элит» было признано «Лучшим модельным агентством».
Источник: «ДК»
Парциальная приватизация — приватизация, связанная с отделением госсобственности и передачей ее в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество.