Минсельхоз поможет нам избежать вступления в ВТО
Какова логика распределения субсидий и какова вообще логика российской аграрной политики? Появился такой документ — госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции
Какова логика распределения субсидий и какова вообще логика российской аграрной политики? Появился такой документ — госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013—2020гг. Это проект, составленный в минсельхозе. К 1-му декабря его планируют внести на рассмотрение правительства. Надо знать, к чему готовиться комбайнерам и комбайностроителям.
В документе много хороших слов типа «модернизация», «мелиорация», «стимулирование роста производства» и пр. Однако при прочтении выясняется, что ощутимых изменений ждать не приходится, будем жить так, как живем.
Программа неамбициозна в планируемых результатах. При сравнении показателей, которых хотят добиться авторы программы, с цифрами прошлых лет, можно увидеть, что по итогам 30 лет технологического и социального развития, например, сливочного масла, планируется выпускать в три раза меньше, чем в 1990 г., а зерна— лишь на 6,8% больше.
Деньги из бюджета предлагается выделить очень большие. Если в последние годы на поддержку АПК государство выделяло около 100 млрд руб. ежегодно, то в 2013 г. планируется выделить 190 млрд ($6,3 млрд), а к 2020-му г. увеличить поддержку до 335 млрд руб. Это хорошо. Хорошо в том смысле, что поддержка села— важнейшее для экономики дело, и хорошо в том смысле, что увеличение дотаций селу противоречит договоренностям по вступлению России в ВТО. Таким образом, минсельхоз поможет нам всем избежать гибельного вступления в эту организацию. Ранее заявлялось, что ради вступления в ВТО дотации селу будут сокращены.
Такая темная, бессмысленная и дорогая мера, как проведение зерновых интервенций, получит дальнейшее развитие. Планируется довести размер фонда до 12,5 млн т. Сегодня, по данным ОЗК, в интервенционном фонде находится 8,7 млн т.
Поддержки экспорта практически не предусмотрено— только через строительство инфраструктуры, что малоэффективно. Три года назад на юге была драка за возможность построить перевалочные мощности. Нужны субсидии, финансирование продвижения на внешние рынки. Нужно законодательно (как, например, в США) закрепить, что запрет на экспорт зерна и другой продукции сельского хозяйства больше не будет применяться. Остаются также опасения, что создание ОЗК— попытка монополизировать экспорт зерна.
Не проясняется и смысл существования госкомпаний. ОЗК, Росагролизинг, Росагроснаб, Россельхозбанк упоминаются один раз, и тот бессодержательно (просто упоминаются как соисполнители программы), что странно. Это важные игроки на рынке продукции сельского хозяйства, и было бы вполне уместно прояснить в Госпрограмме цели и задачи, стоящие перед этими организациями.
На поддержку малых форм хозяйствования (а они производят до 90% картофеля и овощей, 55% всех продуктов животноводства и более 20% зерновых— около половины товарной продукции сельского хозяйства) планируется выделить лишь 5% бюджета АПК. Снижения налогов для сельского хозяйства не предусматривается.
На данный момент действует Госпрограмма развития на 2008-2012 годы. Она не выполняется: в частности, полностью провалены показатели по обеспечению техникой в 2009 и 2010гг. В проекте новой госпрограммы написано, что будет приобретено 47,7 тыс. новых комбайнов, 138,4 тыс. шт. тракторов, 13,7 тыс. кормоуборочных комбайнов. Могут ли руководители машиностроительных предприятий на основе их планировать свою работу? Полагаю, это будет опрометчиво с их стороны.
Идеология, заложенная в Программе, реализовать потенциал села не позволит. Субсидии будут распределяться кулуарно. Руководители хозяйств не смогут вести финансовое планирование, так как не смогут предвидеть распределение дотаций во времени, распределение их между регионами и между хозяйствами.
Можно предвидеть, что до производителей на местах деньги дойдут не в полном объёме и размер получаемых субсидий будет зависеть в первую очередь от личных отношений. Можно также предвидеть, что объёмы производства и доходы производителей в целом останутся на современном уровне, но будут сильно и непредсказуемо колебаться. Таким образом, заметного изменения в положении дел на селе в ходе реализации рассматриваемой программы ожидать не стоит.
В то же время у нас много земли, благоприятный климат, в стране есть необходимые ресурсы, трудолюбивый народ. Есть обширный внутренний рынок и растущий мировой рынок продовольствия. Поэтому долгосрочный прогноз развития сельского хозяйства России— очень позитивный.