Металлотрейдеры готовятся к худшему
Поданным экспертов, с июня цена на арматуру снизилась в 2,5–3 раза — с 34–36 тыс. до 13–15 тыс. рублей за тонну, на сортовой прокат и трубы — чуть меньше, но также значительно — на 40–50%. К новому
Поданным экспертов, с июня цена на арматуру снизилась в 2,5–3 раза — с 34–36 тыс. до 13–15 тыс. рублей за тонну, на сортовой прокат и трубы — чуть меньше, но также значительно — на 40–50%. К новому году цены на разные группы продукции, по прогнозам экспертов, упадут еще на 15–30%. По оценке гендиректора «Южного металлоцентра» АРСЕНА ПОПОВЯНА, себестоимость производства арматуры составляет около 10,6 тыс. руб., то есть уже сейчас торговать металлом стало невыгодно. Директор по маркетингу «Инпрома» ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШ сообщил «ДК», что продажи в его компании упали на 40%, потери других металлотрейдеров он оценил еще выше. К этому прибавляются неплатежи клиентов, которые испытывают проблемы с ликвидностью, а некоторые уже отказались от долговых обязательств.
В конце ноября 20 руководителей крупнейших южно-российских металлургических и металлотрейдинговых компаний собрались для обсуждения сложившейся ситуации на рынке металлов и формирования предварительных прогнозов развития рынка на ближайшие три месяца. «Пока говорить о создании какого-то союза нельзя, но то, что сейчас мы должны как-то координировать свои действия — очевидно, — заявил «ДК» инициатор встречи, гендиректор компании «ЮгМеталлСнаб-Холдинг» РУСЛАН БУЛЬКО. Чтобы хоть как-то снизить свои риски, металлотрейдеры юга России договорились обмениваться информацией о неплатежеспособных покупателях, разгружать склады от продукции, а также совместно добиваться отсрочек в платежах поставщикам металлопродукции.
Тем не менее даже эти меры не спасут рынок от банкротств, полагают собеседники «ДК». Руслан Булько говорит, что уже в ближайшее время могут уйти с рынка ряд как небольших, так и крупных игроков, прежде всего — с узкой специализацией. Гендиректор «Южного металлоцентра» Арсен Поповян добавляет, что наибольший спад потребления коснулся арматуры, балки, швеллера, уголка. Делавшие ставки на этот продукт торговцы долго не продержатся, уверен он. «Мы не можем сейчас сказать, когда рынок вернется к докризисному уровню потребления металла, поэтому вряд ли собственники смогут долго поддерживать жизнь убыточной компании», — соглашается г-н Булько. Он отмечает, что в условиях экономической нестабильности работать смогут лишь компании, диверсифицировавшие бизнес.
Помимо совместных действий, металлотрейдеры пытаются найти оптимальные механизмы выживания в столь непростых условиях. Руслан Булько рассказал, что в свое время у него был выбор — идти в регионы или наращивать производство и ассортимент продукции, с которой компания работает. «Я выбрал второй путь и не проиграл. Сейчас, к примеру, замораживаются объекты и строительство вестись в ближайшее время не будет, но начнется их отделка, а отделочные материалы широко представлены у наших оптовых подразделений, а также в батайском и шахтинском промышленных супермаркетах стройматериалов», — отмечает он. Арсен Поповян также замечает, что металлотрейдеры с хорошей транспортной и складской базой могут переориентироваться на логистику. Дмитрий Черныш, несмотря на падение продаж, оценивает перспективы «Инпрома» довольно оптимистично. «Мы делаем ставку на розницу, которая пострадала меньше. К тому же как сеть металлоцентров, мы создаем большую добавленную стоимость и этим держим более высокую рентабельность», — отметил он.