Подписаться
Курс ЦБ на 14.10
80,85
93,91

Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей"

Новая выставка известной ростовской художницы произвела настоящий фурор

Трех дней, что выставка Маши Богораз ZOO пробыла на прощадке бизнес-центра "Лига Наций", вполне хватило на то, чтобы фотографии с выставки заполонили все соцсети, а сама Маша в очередной раз заполнила собой то пространство Ростова, которое принято называть культурной средой. "Деловой квартал" поговорил с художницей об искусстве, деньгах и вечном.

- Маша, кто вы: художник, скульптор, перфомансист? Как называется жанр, в котором вы работаете?

- Художником можно назвать любого человека, который хорошо занимается своим делом. Можно быть "художником бизнеса", "художником войны". Я, конечно, хотела бы быть "художником скульптуры", если это не очень смешно звучит. Перфоманс с середины 60-х стал чем-то важным для каждого, кто занимается изобразительным искусством. Может быть, что-то вроде гимнастики ума, хотя есть и профессиональные перфомеры и великие перфомеры. Вот в чем проблема: конечный итог работы в изобразительном искусстве - застывшая форма, произведение. А в перфомансе основной акцент ставится на сам процесс. Мне, как скульптору, очень важно иногда переключаться на динамическую форму. Возможно, потом я буду снимать кино. Что касается жанра: один искусствовед написал, что мой жанр - психологический портрет, другой написал, что это аллегорический анимализм. Ну ок, жанр скульптуры вообще вопрос для преподавателей в Академии. С удивлением прочитала недавно, что мой стиль - киберпанк. Скорее, тогда неоромантизм. Но в любом случае, если оглянуться, то ни справа, ни слева никого нет, скульпторов всегда мало, в сотни раз меньше, чем живописцев, поэтому мы все одиночки.


Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 1


- Как давно вы работаете, как часто проходят ваши выставки? Пару слов о выставке ZOO: выбор площадки, дальнейшая судьба коллекции?

- Я работаю с детства, то есть, насколько я себя помню, я всегда была художником и только художником. Иногда меня спрашивают, чем я займусь, если не смогу больше лепить, и у меня сразу портится настроение. Не спрашивайте такого! (смеется) Меня часто приглашали и приглашают участвовать в коллективных выставках. Памятные события - это выставка у Марата Гельмана* в проекте «Культурный альянс» в Перьми, участие в международных ярмарках современного искусства в Вене, Париже и Лондоне. Сейчас пригласили на выставку в Санкт-Петербурге, в Манеже, ее проводят Баскова и Осмоловский под брендом "Ура, скульптура!". Это, кажется, единственная специализированная выставка современной скульптуры в стране. Я бы показывала больше, в том числе в Европе, куда зовут. Но в Европе для своих идёт господдержка искусства, им все выездные выставки оплачивают местные Фонды, муниципальные или региональные, куда и частные деньги заходят. Они заинтересованы в своих художниках. Через имя художника они делают имя региону. У нас этого ничего нет и не будет. У нас поставили "на казаков", возят и спонсируют чистую этнографию. Но это обычно, все привыкли. Поэтому выставки современного искусства проводим на энтузиазме таких прекрасных людей, как Евгений Самойлов, как Александр Толоконников, который в этот раз принял у себя мою выставку. Терраса Лига-Парка, конечно, фантастически совпала по духу с показанной коллекцией. Люди чувствовали себя очень хорошо, расковано, вольно. Было очень живое, легкое общение между скульптурами и людьми. Это, конечно, и работы и дух места. Если бы был такой парк, где можно сделать постоянную экспозицию! Но где такой парк найти, увы... Недавно прочитала о пражском художнике: муниципалитет ставит его работы, очень авангардные, на улицах. Вообще в мире это принято. Там человек что-то делает с тем горизонтом, что возможно, эта вещь станет частью города. Я живу с сознанием, что для меня это невозможно, и другие ростовские художники так живут. Город у нас ничего не берет: только официозный реализм и этнография. Это довольно тяжело. Куда дальше уйдут работы? Расползутся по миру, как прошлая коллекция: в Москву, в Вену, в Америку, в частные коллекции. Из показанного в Лига-Парке многое уже в частных коллекциях.

- Глупый вопрос "Что автор хотел сказать своей работой?" запрещено задавать в приличном обществе, но можете сформулировать свою идею этой серии работ?

- Лена, вы говорите о том, что современные художники называют "концепцией", и это не глупый, а очень сложный вопрос: об отношении художника с общими идеями. У этого вопроса 240 лет истории, а у каждого художника своя собственная история разборок с "концепцией".
Я вижу свою задачу не столько в том, чтобы оформлять материал, сколько в том, чтобы вдохновлять и оживлять его. Не воплощать общие идеи, а творить уникальные объекты, наделенные самостоятельным существованием, в этом весь фокус. Вряд ли мои создания сами смогли бы понять идеи и концепции, которые сегодня определяют жизнь арт-сообщества. Это не значит, что я не понимаю или не признаю эти идеи, но я разрешаю своим созданиям больше бывать на свежем воздухе, чем сидеть за партой. Мне иногда приходится сильно сдерживать себя, чтобы не надавать им как следует подзатыльников. Но в наше время, после ужасов 20 века, польза некоторой сдержанности кажется доказанной. Может быть, если мы будем сдержаны и не будем так сильно муштровать наши произведения, мы сможем восстановить более дружеские отношения между художником и тем, что у него в итоге получается и избегнуть взаимных упреков. Это не значит, что все они лапушки. У некоторых вздорный характер, но я стараюсь в ответ не сильно проявлять свой собственный, и на этом мы в принципе неплохо ладим. До поры до времени, конечно.

Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 2

- Какой реакции зрителей вы добивались и какую получили?

- Это такой провокационный вопрос, который просит рассказать о том, что удивило? Ладно. В первый день выставки, на открытии, (всего за этот день пришло около 300 человек), в основном были знакомые и всем известные люди. Художники, музыканты, критики, светские бездельники, фотографы, арт-дилеры, коллекционеры, писатели, журналисты - вы это видели сами. Это среда, в которой я живу. Они приняли выставку позитивно, но это люди, которые как бы немного "без аппетита", они много употребляют разного искусства и всегда знают контекст. Они "сравнивают". Коллективная оценка была выше, чем я ожидала, но это все было в рамках. А на второй день начали идти в основном молодые и шли целый день. Так вот они там устроили настоящее братание со скульптурами. То есть для них это был не "музей", а среда обитания. Те, кому от 15 до 25 приняли как родное, и этот для меня было открытием: еще другой мой зритель, до этого мне не знакомый. Видите, у меня есть перспектива! (смеется)

- Вы занимаетесь коммерческим искусством? Где и когда можно купить ваши работы? Можете ли назвать порядок цен? Я помню, вы выставлялись на прошлом Арт -Ростове, может быть, расскажете о тех сделках? Просто мы деловое издание, и всех интересует если не сколько вы на этом зарабатываете, то за сколько этим можно украсить свой офис - точно.

- Вы не представляете, Лена, какой музыкой звучат для художника слова "где и когда можно купить ваши работы?". Это то, что хочется слышать ежедневно (смеется). На самом деле все сложнее. Мои работы нормально продаются, есть коммерчески успешные серии, которые каким-то образом, для меня непонятным, становятся модными и попадают что называется в платежеспособный спрос. Сегодня это в основном диапазон от тысячи до трех тысяч долларов для первой продажи. Есть работы, которые сами владельцы-коллекционеры уже оценивают в пять раз выше, но это уже не ко мне. Если вдруг возникает такой тренд покупки на серию, я, конечно, делаю какое-то ограниченное количество реплик, покупатель знает, сколько их будет. Есть серии, которые уже закрыты для реплик. Тут очень важно выполнять обязательства. Но, конечно, я не сижу и не думаю - вот сейчас я сделаю коммерчески успешный проект. Так это не работает. Как и у всех художников, мой основной заказчик - Небесный Музей. Девяносто процентов времени я делаю работы, которые заведомо некоммерческие, для выставок. Если их не делать, то никакой коммерции не будет, такой парадокс. Но пока удается находить правильный баланс: я работаю для души и от души и при этом живу только на то, что продаю.


Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 3


- В каком состоянии находится рынок современных произведений искусства в Ростове сейчас? Есть ли он? Есть ли спрос и эксперты, заслуживающие доверия, или покупать хорошего автора начинают только после признания столичных галеристов?

- Это вопросы явно не ко мне. Эксперты есть. Один из них - Евгений Самойлов, который очень много сделал для развития совриска в Ростове и для меня лично. Но, конечно, Москва и Питер рулят.  Но кто должен художников продвигать в столицу? Если я сама буду этим заниматься, я должна перестать лепить. Краснодар, кстати, уже сильно обошел Ростов по продвижению своих в Москву и Питер.

Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 4

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Силуанов: от снижения порога входа в «упрощенку» пострадает всего 15% малого бизнесаСилуанов: от снижения порога входа в «упрощенку» пострадает всего 15% малого бизнеса
  • Стал известен список компаний, изъятых в пользу государства у Боброва и БиковаСтал известен список компаний, изъятых в пользу государства у Боброва и Бикова
  • В Уральском институте кардиологии начались внеплановые проверкиВ Уральском институте кардиологии начались внеплановые проверки
  • Администрация выставила на продажу последнее МУП, поставляющее школьное питаниеАдминистрация выставила на продажу последнее МУП, поставляющее школьное питание
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.