Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей"

Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей"
Автор фото: Евгений Дубровский. Иллюстрация: Деловой квартал

Новая выставка известной ростовской художницы произвела настоящий фурор

Трех дней, что выставка Маши Богораз ZOO пробыла на прощадке бизнес-центра "Лига Наций", вполне хватило на то, чтобы фотографии с выставки заполонили все соцсети, а сама Маша в очередной раз заполнила собой то пространство Ростова, которое принято называть культурной средой. "Деловой квартал" поговорил с художницей об искусстве, деньгах и вечном.

- Маша, кто вы: художник, скульптор, перфомансист? Как называется жанр, в котором вы работаете?

- Художником можно назвать любого человека, который хорошо занимается своим делом. Можно быть "художником бизнеса", "художником войны". Я, конечно, хотела бы быть "художником скульптуры", если это не очень смешно звучит. Перфоманс с середины 60-х стал чем-то важным для каждого, кто занимается изобразительным искусством. Может быть, что-то вроде гимнастики ума, хотя есть и профессиональные перфомеры и великие перфомеры. Вот в чем проблема: конечный итог работы в изобразительном искусстве - застывшая форма, произведение. А в перфомансе основной акцент ставится на сам процесс. Мне, как скульптору, очень важно иногда переключаться на динамическую форму. Возможно, потом я буду снимать кино. Что касается жанра: один искусствовед написал, что мой жанр - психологический портрет, другой написал, что это аллегорический анимализм. Ну ок, жанр скульптуры вообще вопрос для преподавателей в Академии. С удивлением прочитала недавно, что мой стиль - киберпанк. Скорее, тогда неоромантизм. Но в любом случае, если оглянуться, то ни справа, ни слева никого нет, скульпторов всегда мало, в сотни раз меньше, чем живописцев, поэтому мы все одиночки.


Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 1


- Как давно вы работаете, как часто проходят ваши выставки? Пару слов о выставке ZOO: выбор площадки, дальнейшая судьба коллекции?

- Я работаю с детства, то есть, насколько я себя помню, я всегда была художником и только художником. Иногда меня спрашивают, чем я займусь, если не смогу больше лепить, и у меня сразу портится настроение. Не спрашивайте такого! (смеется) Меня часто приглашали и приглашают участвовать в коллективных выставках. Памятные события - это выставка у Марата Гельмана* в проекте «Культурный альянс» в Перьми, участие в международных ярмарках современного искусства в Вене, Париже и Лондоне. Сейчас пригласили на выставку в Санкт-Петербурге, в Манеже, ее проводят Баскова и Осмоловский под брендом "Ура, скульптура!". Это, кажется, единственная специализированная выставка современной скульптуры в стране. Я бы показывала больше, в том числе в Европе, куда зовут. Но в Европе для своих идёт господдержка искусства, им все выездные выставки оплачивают местные Фонды, муниципальные или региональные, куда и частные деньги заходят. Они заинтересованы в своих художниках. Через имя художника они делают имя региону. У нас этого ничего нет и не будет. У нас поставили "на казаков", возят и спонсируют чистую этнографию. Но это обычно, все привыкли. Поэтому выставки современного искусства проводим на энтузиазме таких прекрасных людей, как Евгений Самойлов, как Александр Толоконников, который в этот раз принял у себя мою выставку. Терраса Лига-Парка, конечно, фантастически совпала по духу с показанной коллекцией. Люди чувствовали себя очень хорошо, расковано, вольно. Было очень живое, легкое общение между скульптурами и людьми. Это, конечно, и работы и дух места. Если бы был такой парк, где можно сделать постоянную экспозицию! Но где такой парк найти, увы... Недавно прочитала о пражском художнике: муниципалитет ставит его работы, очень авангардные, на улицах. Вообще в мире это принято. Там человек что-то делает с тем горизонтом, что возможно, эта вещь станет частью города. Я живу с сознанием, что для меня это невозможно, и другие ростовские художники так живут. Город у нас ничего не берет: только официозный реализм и этнография. Это довольно тяжело. Куда дальше уйдут работы? Расползутся по миру, как прошлая коллекция: в Москву, в Вену, в Америку, в частные коллекции. Из показанного в Лига-Парке многое уже в частных коллекциях.

- Глупый вопрос "Что автор хотел сказать своей работой?" запрещено задавать в приличном обществе, но можете сформулировать свою идею этой серии работ?

- Лена, вы говорите о том, что современные художники называют "концепцией", и это не глупый, а очень сложный вопрос: об отношении художника с общими идеями. У этого вопроса 240 лет истории, а у каждого художника своя собственная история разборок с "концепцией".
Я вижу свою задачу не столько в том, чтобы оформлять материал, сколько в том, чтобы вдохновлять и оживлять его. Не воплощать общие идеи, а творить уникальные объекты, наделенные самостоятельным существованием, в этом весь фокус. Вряд ли мои создания сами смогли бы понять идеи и концепции, которые сегодня определяют жизнь арт-сообщества. Это не значит, что я не понимаю или не признаю эти идеи, но я разрешаю своим созданиям больше бывать на свежем воздухе, чем сидеть за партой. Мне иногда приходится сильно сдерживать себя, чтобы не надавать им как следует подзатыльников. Но в наше время, после ужасов 20 века, польза некоторой сдержанности кажется доказанной. Может быть, если мы будем сдержаны и не будем так сильно муштровать наши произведения, мы сможем восстановить более дружеские отношения между художником и тем, что у него в итоге получается и избегнуть взаимных упреков. Это не значит, что все они лапушки. У некоторых вздорный характер, но я стараюсь в ответ не сильно проявлять свой собственный, и на этом мы в принципе неплохо ладим. До поры до времени, конечно.

Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 2

- Какой реакции зрителей вы добивались и какую получили?

- Это такой провокационный вопрос, который просит рассказать о том, что удивило? Ладно. В первый день выставки, на открытии, (всего за этот день пришло около 300 человек), в основном были знакомые и всем известные люди. Художники, музыканты, критики, светские бездельники, фотографы, арт-дилеры, коллекционеры, писатели, журналисты - вы это видели сами. Это среда, в которой я живу. Они приняли выставку позитивно, но это люди, которые как бы немного "без аппетита", они много употребляют разного искусства и всегда знают контекст. Они "сравнивают". Коллективная оценка была выше, чем я ожидала, но это все было в рамках. А на второй день начали идти в основном молодые и шли целый день. Так вот они там устроили настоящее братание со скульптурами. То есть для них это был не "музей", а среда обитания. Те, кому от 15 до 25 приняли как родное, и этот для меня было открытием: еще другой мой зритель, до этого мне не знакомый. Видите, у меня есть перспектива! (смеется)

- Вы занимаетесь коммерческим искусством? Где и когда можно купить ваши работы? Можете ли назвать порядок цен? Я помню, вы выставлялись на прошлом Арт -Ростове, может быть, расскажете о тех сделках? Просто мы деловое издание, и всех интересует если не сколько вы на этом зарабатываете, то за сколько этим можно украсить свой офис - точно.

- Вы не представляете, Лена, какой музыкой звучат для художника слова "где и когда можно купить ваши работы?". Это то, что хочется слышать ежедневно (смеется). На самом деле все сложнее. Мои работы нормально продаются, есть коммерчески успешные серии, которые каким-то образом, для меня непонятным, становятся модными и попадают что называется в платежеспособный спрос. Сегодня это в основном диапазон от тысячи до трех тысяч долларов для первой продажи. Есть работы, которые сами владельцы-коллекционеры уже оценивают в пять раз выше, но это уже не ко мне. Если вдруг возникает такой тренд покупки на серию, я, конечно, делаю какое-то ограниченное количество реплик, покупатель знает, сколько их будет. Есть серии, которые уже закрыты для реплик. Тут очень важно выполнять обязательства. Но, конечно, я не сижу и не думаю - вот сейчас я сделаю коммерчески успешный проект. Так это не работает. Как и у всех художников, мой основной заказчик - Небесный Музей. Девяносто процентов времени я делаю работы, которые заведомо некоммерческие, для выставок. Если их не делать, то никакой коммерции не будет, такой парадокс. Но пока удается находить правильный баланс: я работаю для души и от души и при этом живу только на то, что продаю.


Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 3


- В каком состоянии находится рынок современных произведений искусства в Ростове сейчас? Есть ли он? Есть ли спрос и эксперты, заслуживающие доверия, или покупать хорошего автора начинают только после признания столичных галеристов?

- Это вопросы явно не ко мне. Эксперты есть. Один из них - Евгений Самойлов, который очень много сделал для развития совриска в Ростове и для меня лично. Но, конечно, Москва и Питер рулят.  Но кто должен художников продвигать в столицу? Если я сама буду этим заниматься, я должна перестать лепить. Краснодар, кстати, уже сильно обошел Ростов по продвижению своих в Москву и Питер.

Маша Богораз: "Мой основной заказчик - Небесный Музей" 4

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.