Людмила Чернышова: «Главное – стабильность и надежность»
Директор по розничному бизнесу филиала "Ростовский" АО "АЛЬФА-БАНК" рассказала о трендах в банковском сегменте и новых направлениях развития, выбранных одним из крупнейших игроков финансового рынка.
Людмила, какой путь развития выбрал «Альфа-Банк» на ближайшее время? Чему планируете уделить пристальное внимание?
– В этом году мы фокусируемся на развитии безрискового бизнеса, сервисных продуктов и не будем сосредотачиваться на кредитовании. Наш приоритет – транзакционные продукты: страхование, работа с текущими счетами, депозиты, накопительные счета и электронные каналы (интернет-банк, мобильный банк, переводы с карту на карту). Одной из основных целей остается рост по доле рынка в сегменте счетов до востребования. Это связано с прогнозом относительно ситуации на рынке кредитования: она будет только усугубляться, и не выправится через два-три месяца. Поэтому сейчас главное – стабильность и надежность, которую обеспечит создание продуктов и сервисов, приносящих пользу клиенту.
Отмечу, что сейчас многие клиенты отказываются от кредитов сами, во-первых, конечно, из-за роста ставок, во-вторых, по причине более ответственного и взвешенного подхода к своему потреблению и заработанным деньгам. Потребления, обгоняющего рост реальных доходов, больше нет. Именно поэтому банк предлагает клиентам расчетные продукты и сервисы, удовлетворяющие их требованиям в условиях новой реальности. Мы уже анонсируем продукты, позволяющие защитить свой доход при потере работы, свое имущество, а также продукты, позволяющие получать различные преференции в других, нефинансовых сферах.
Расскажите подробнее о новых продуктах банка
– В конце прошлого года нашим клиентам стала доступна программа Alfa-Miles, которая позволяет, совершая покупки и рассчитываясь банковской картой, копить мили, а потом обменивать их на реальные полеты в любую точку мира, покупку железнодорожных билетов или проживание в более чем 200 000 отелях. Кроме того, с помощью накопленных миль можно приобрести билеты на аэроэкспрессы, организовать трансфер и воспользоваться услугами партнеров банка. Снятие наличных без комиссии за рубежом (по дебетовым картам) и страховой полис для путешественников – приятные бонусы, доступные по программе Alfa-Miles.
В скором времени мы предложим клиентам карту CashBack, которая позволяет при оплате на заправках, ресторанах, кафе и барах возвращать до 10% от суммы оплаты.
Судя по всему, вы очень активно поддерживаете своих клиентов и дорожите ими. Какие экспертные рекомендации вы можете им дать по сбережению средств?
– Из-за того, что цены на нефть упали, и иностранный капитал в связи с санкциями стал менее доступен, курсы валют резко выросли вместе с уровнем инфляции. Поэтому мой первый и самый важный совет для тех, кто желает сохранить и приумножить капитал в период нестабильности,– это хранение сбережений как минимум в двух валютах. Это позволит не зависеть от колебаний курсов: снижение курса одной валюты будет компенсироваться ростом другой.
Чтобы побороть инфляцию, рекомендую обратить внимание на альтернативные инструменты инвестирования, позволяющие зарабатывать повышенную рублевую и валютную доходность. Опытные финансовые консультанты нашего банка, учитывая интересы клиента, помогут выбрать продукт, позволяющий не только перекрыть инфляцию, но и заработать.
Вернемся к кредитам. Планируете ли вы максимальное сокращение процента их выдачи?
– Безусловно, кредитование у нас остается, но его темпы будут уже не такими высокими, какими были в прошлом году, когда нам удалось закрепить за собой третье место по портфелю кредитных карт и такую же позицию на рынке потребительского кредитования.
Как вам удалось предлагать ставки выше 20% годовых, в то время как другие банки, сопоставимые с вами по уровню, таких ставок не давали?
– У нас такие ставки были только до конца декабря, благодаря им мы привлекли новых клиентов. Мы смогли себе это позволить, потому что на тот момент кредитные ставки составляли 25-28% годовых в розничном сегменте и 22-23% годовых в корпоративном. Таким образом, мы привлекали средства под 20% и выдавали под 24-25%. В декабре мы показали результат лучше рынка, увеличив на 13% объем депозитного портфеля.
Можно ли сделать вывод о том, что в реалиях сегодняшнего дня выдавать кредиты банкам не выгодно?
– Можно сказать и так. В ипотеке и автокредитовании не наблюдается большого потенциала для роста. Ипотека по ставке выше 20% годовых – это неработающий продукт. Но при текущих ставках привлечения она не может быть дешевле.
В автокредитовании, судя по ситуации с продажами автомобилей у наших партнеров, мы понимаем, что год будет очень тяжелый. Те, кто мог что-то купить, сделали это еще в ноябре-декабре. После повышения цен наши партнеры говорят, что январь и февраль – совершенно мертвые месяцы с точки зрения продаж.
Рынок кредитных карт тоже будет сокращаться, однако здесь мы рассчитываем сохранить свою долю за счет продаж проверенным клиентам. В потребительском кредитовании, скорее всего, выдача будет в основном за счет продаж в сетях. Сейчас наши партнеры-магазины констатируют: если раньше 25-30% товаров продавалось в кредит, то сейчас – не более 10%. Мы внимательно смотрим на партнерские точки, где не видим адекватных объемов, – принимаем решение уйти. Несмотря на такие тенденции, мы уверенно смотрим в будущее и понимаем, что сегодня наши преимущества, такие как скорость, гибкость, технологичность, высокая надежность и качество сервиса, будут востребованы.