Лариса Сулацкая: Деньги у банков есть, но теперь они распределяются иначе»
досье Лариса Сулацкая управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» Родилась: 26 июля 1972 г., г. Ростов-на-Дону, Образование: 1995 г. — Московский коммерческий университет; 2001 — Северо
досье
Лариса Сулацкая
управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС»
Родилась:
26 июля 1972 г., г. Ростов-на-Дону,
Образование:
1995 г. — Московский коммерческий университет;
2001 — Северо-Кавказская Академия Госслужбы (СКАГС).
Карьера:
в банковской системе с 1994 г.:
1994–2000 гг. — Сбербанк;
2000–2004 гг. — Ростпромстройбанк;
2004–2005 гг. — НОМОС банк;
2006–2007 гг. — Ростовский универсальный банк;
2007 г. — по настоящее время — банк «ГЛОБЭКС».
Как проверить, выдает ли сейчас банк кредиты?
Стоит ли прибегать бизнесмену к помощи кредитного брокера?
В октябре 2008 г. банк «ГЛОБЭКС» столкнулся с проблемой ликвидности. Учитывая социальную значимость банка, и в целях поддержания устойчивости всей банковской системы, ЦБ РФ и Правительство приняли решение оказать поддержку банку и осуществить приобретение 98,94% акций банка «ГЛОБЭКС» государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». В банке подчеркивают, что его ликвидность восстановлена, а структура и штат оптимизированы под новые задачи — поддержку определяемых правительством приоритетных отраслей экономики. Как заявляют руководители «ГЛОБЭКСа», в условиях дефицита заемных средств банк будет развивать кредитование реального сектора экономики, дополняя функции ВЭБа. Чего ждет от потенциальных заемщиков ростовское руководство «ГЛОБЭКСа» и что в принципе нужно делать для того, чтобы сегодня «понравиться» банкирам, «ДК» рассказала управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» ЛАРИСА СУЛАЦКАЯ.
Лариса Сулацкая при выборе кредитной организации рекомендует предпринимателям не реагировать на рекламные призывы, а внимательнее изучать доступную банковскую отчетность. Несложный анализ ключевых показателей кредитного портфеля даст понять — кредитует банк в настоящее время или нет.
— Существует старое рыночное высказывание: «Кризис раскроет то, чего не смогут обнаружить аудиторы». Это то, что происходит у нас сейчас. Большое количество кредитных учреждений, в том числе на территории нашей области, привело к тому, что заемщик имел возможность «перебирать» банки. Я сама часто попадала в ситуации, когда, выходя из кабинета клиента, с которым только что обсуждала услуги нашего банка, замечала у него в приемной пару-тройку моих коллег. Образовывалась своего рода живая очередь из банкиров. С учетом такой высокой концентрации и конкуренции банков, условия диктовал заемщик, и банки были вынуждены соглашаться на большинство его требований. В том числе и на сделки с повышенным риском. При том, что уровень процентных ставок по этим кредитам совершенно не соответствовал степени риска.
Сегодня у заемщиков нарушилась цепочка партнерских связей, уменьшилась выручка, снизились показатели оборачиваемости средств. Возникли сложности с погашением взятых кредитов и получением новых.
Можно сказать, что кредиты стали недоступны, но только для тех, кто был не готов к кризису. Наш банк анализирует риски, существующие у предприятия, и доводит до клиентов результаты. А принимать или не принимать меры по устранению рисков — дело предпринимателя. До кризиса этим занимались немногие. Кроме того, у каждого положительного и надежного заемщика из-за желания нескольких банков зачислить его в клиенты создавалось ложное представление о собственном финансовом состоянии и исключительности. Он не задавался вопросами: для чего конкретно ему нужны деньги, каков кассовый разрыв, насколько необходимо покрывать его за счет банковских кредитов. Роль аналитической работы до кризиса была существенно снижена. Причем и у банкиров тоже.
— Как к финансовому состоянию предприятия, так и к обеспечению. Учитываются риски непоступления денег по договорным обязательствам заемщика. Что касается обеспечения, то оно всегда оценивалось с дисконтом, потому что банк не может реализовать залог с той же эффективностью, что и собственник. Но если раньше на залог стоимостью, к примеру, 100 миллионов рублей, можно было получить кредит до 70 миллионов, то сегодня таких денег никто не даст. Да и к самому залогу предъявляются более жесткие требования, в частности, к его ликвидности. Несколько лет назад в одном из ростовских банков в качестве обеспечения кредита была принята многотысячная партия игрушек «Беременная Барби», причем залог не был комбинированным. Думаю, что о подобном обеспечении кредита предпринимателям стоит забыть навсегда.
— Сложно дать объективный ответ на этот вопрос. Могу предположить, что у некоторых банков нет денег для широкой экспансии, глобального и быстрого расширения круга заемщиков. Это связано с тем, что уровень ликвидности в банках стал поддерживаться выше, чем в докризисное время. Если раньше банки могли большую часть привлеченных средств размещать в кредиты, то сегодня текущая деятельность требует постоянного наличия в банке весомой доли ликвидных средств. Денег столько же, сколько было. Просто распределение их идет иначе. Иногда банки сравнивают с кровеносной системой. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что сегодня в некоторые сосуды стало просто поступать меньше крови.
— Достоверную информацию можно получить на сайте Центробанка РФ — www.cbr.ru. Несмотря на кажущуюся закрытость банков, любой человек может зайти на сайт и проанализировать отчетность банков. Кроме того, в деловой прессе часто публикуются банковские обзоры. По росту или снижению показателей кредитного портфеля можно судить о том, кредитует банк или нет. И соответственно, принять решение: есть ли смысл обращаться в банк за кредитом, или эта услуга просто декларируется.
— На его динамику. Если показатели кредитного портфеля падают, то, соответственно, либо прошло погашение кредита одним крупным заемщиком (в этом случае можно спросить напрямую и получить ответ), либо действительно идет погашение существующих кредитов, а новые не выдаются. По цифрам сразу видно.
С начала кризиса аналитики начали составлять целый перечень рынков и отраслей экономики, участники которых стали малопривлекательными заемщиками. В первую очередь речь шла о строительном секторе и смежных рынках. Однако Лариса Сулацкая замечает, что банк в первую очередь смотрит на компанию, ее финансовые показатели и уровень менеджмента. Даже в самой пострадавшей от экономического спада отрасли есть компании, сумевшие грамотно выстроить продажи и удержать свои позиции. И среди ростовских предприятий есть реальные примеры.
— Естественно, в связи с ситуацией на мировом рынке рынок ГСМ сейчас демонстрирует положительные тренды, а его участники становятся привлекательными для банков.
Рассматривая совокупность отраслей, мы наблюдаем интересный факт. В одной и той же отрасли есть и успешные, и неуспешные компании. Предприятия, которые грамотно выстраивали свою политику и менеджмент, анализировали партнеров, прогнозировали будущее с учетом последних тенденций рынка, сейчас по-прежнему процветают. Даже заметен рост. Иные компании, полагавшиеся ранее «на удачу», сейчас имеют неудовлетворительную структуру баланса, проблемы со сбытом, и не видят перспектив выхода из кризиса.
— Да, недавно наш банк открыл кредитную линию ООО «Коммерция» на сумму 170 миллионов рублей и сроком на полтора года. Это управляющая компания, объединяющая четыре завода, которые занимаются производством и реализацией стройматериалов для строительных организаций и частных застройщиков Ростовской области. Казалось бы, компания относится к строительной отрасли, которая сейчас переживает не лучшие времена. Но наш заемщик, во-первых, обладает соответствующим обеспечением залога. А во-вторых, занимая одну из значимых позиций по выпуску кирпича в России в целом, не испытывает сложностей с реализацией своей продукции.
— По отношению к физическим лицам, может быть, и есть смысл обратиться к таким специалистам. Но что касается юридических лиц, то здесь такая большая совокупность факторов влияет на принятие решений о предоставлении кредита, что появление лишнего звена идет во вред. Кроме того, участились случаи, когда помощь кредитного брокера заключается в «подтасовке документов», что не может не сказаться на репутации потенциального заемщика.
— Во-первых, здесь должно быть обоюдное стремление. Не стоит воспринимать банки как нечто, чему надо обязательно понравиться. Банки и бизнес — понятия, неотделимые друг от друга. Надо только помнить о том, что настало время работать по правилам. Конечно, культура такой работы в России пока еще на очень низком уровне. Но это не дает право жить как раньше.
Во-вторых, необходимы не разовые меры, а структурная работа. Прежде всего в сфере бюджетирования и экспресс-анализа своего бизнеса.
Ну и, в-третьих, надо регулярно заниматься мониторингом стоимости активов. Это должно стать постоянным инструментом управления бизнесом.
Так что, направляясь в банк, заемщику сегодня хорошо бы уже иметь при себе экспресс-анализ (то, что в нашем банке делается для каждого потенциального заемщика), анализ дебиторской задолженности. Желательно заранее просчитать свои товарные запасы, их оборачиваемость, выделить удельный вес неликвидов. Проанализировать свою доходно-расходную часть, свои кредитные обязательства, сопоставить их по срокам погашения. В этом случае мы видим, что клиент владеет ситуацией в компании и у него есть четкий план развития. Как правило, если заемщик не предоставляет банку такую информацию, он получает отказ в предоставлении кредита. И чаще всего причины отказа не оглашаются. Это закрытая информация в подавляющем большинстве банков.