Контент-провайдеры начинают обслуживать бизнес
эксперты Елена Герасимова генеральный директор телекомпании «ЭкспоВИМ» Кирилл Денисов директор компании «Мобил-Юг» Алена Дмитриева бренд-менеджер компании «Мобикон» Борис Зубов издатель ростовског
Елена Герасимова
генеральный директор телекомпании «ЭкспоВИМ»
Кирилл Денисов
директор компании «Мобил-Юг»
Алена Дмитриева
бренд-менеджер компании «Мобикон»
Борис Зубов
издатель ростовского IT-портала TechnoDrive.ru
Александра Лебединская
специалист по связям с общественностью ростовского филиала компании «МТС»
Илья Мещеряков
заместитель директора по маркетингу телекомпании «3 канал REN-TV»
Павел Родин
региональный менеджер по связям с общественностью южного филиала компании «ВымпелКом»
Василий Юзенчук
медиа-менеджер компании «Связной-Загрузка»
Сколько стоит выход на рынок мобильного контента?
Почему контент-провайдеры начали развивать интерактивные услуги?
Несмотря на большое количество контент-провайдеров на рынке мобильного контента России, в Ростове-на-Дону нет крупных местных игроков. Основная масса компаний, предоставляющих SMS-услуги и мобильные развлечения, находится в Москве и Санкт-Петербурге. Большая конкуренция и высокая цена выхода на рынок существенно снижают шансы региональных контент-провайдеров на развитие в федеральном масштабе.
Рынок мобильного контента в Ростове-на-Дону, по словам его участников, начал развиваться два-три года назад. Его объем эксперты оценивают в $500-550 тыс. в месяц. «Сейчас рынок развивается не так бурно, как это было в начале 2005 г. Снижение динамики роста можно объяснить тем, что большинство абонентов, однажды воспользовавшись услугами контент-провайдеров, больше не обращается к ним. У продавцов контента остаются лишь те пользователи, которым мобильные развлечения действительно интересны», – считает ПАВЕЛ РОДИН, региональный менеджер по связям с общественностью ростовского филиала компании «ВымпелКом».
В Ростове-на-Дону работают три местных («Мобил-Юг», «Атомс», «Мобитека») и десять крупных российских провайдеров мобильного контента (наиболее значимые – «Инфон», «Никита Мобайл», «Солво Интернешнл»). Эксперты говорят, что местным игрокам трудно конкурировать с федеральными. «Как правило, их амбиции ограничиваются регионом, в котором они работают, так как развитие до федеральных масштабов требует значительно больших усилий и капиталовложений», – считает ВАСИЛИЙ ЮЗЕНЧУК, медиа-менеджер компании «Связной-Загрузка». Директор компании «Мобил-Юг» КИРИЛЛ ДЕНИСОВ, наоборот, видит преимущества местных контент-провайдеров в том, что они ближе к своим клиентам и могут реагировать на предпочтения аудитории быстрее, чем федеральные компании. «Местные могут вполне успешно развивать свой бизнес в предоставлении информационных контент-услуг регионального характера», – считает АЛЕКСАНДРА ЛЕБЕДИНСКАЯ, специалист по связям с общественностью ростовского филиала компании «МТС».
Кроме специализированных игроков, развлекательный мобильный контент распространяют и сотовые операторы. «Они сейчас придают все большее значение виртуальным сервисам. Это происходит на фоне общего снижения ARPU от голосовых услуг», – говорит Василий Юзенчук. Собственные подразделения сотовых операторов, как правило, не разрабатывают сервисы и не производят контент. Они привлекают готовые предложения контент-провайдеров. «В данном случае оператор выступает как ключевой игрок рынка, и производить собственный контент ему нет смысла. Он «разрешает» предоставлять услуги мобильного контента другим компаниям, используя определенные механизмы оплаты», – считает БОРИС ЗУБОВ, издатель ростовского IT-портала TechnoDrive.ru.
Участники рынка полагают, что географическое расположение контент-провайдера не очень важно для работы на этом рынке. «Информацию об услугах потенциальный клиент контент-провайдеров получает в основном через общероссийские СМИ и из мобильного телефона – через wap-порталы и SMS-рассылки. Тарифы на SMS-услуги, за незначительными исключениями, унифицированы для всех регионов. То есть любой медиаэлемент абонент, где бы он ни находился, получает одним и тем же способом, на практически одинаковых условиях», – рассказывает Василий Юзенчук.
По мнению Павла Родина, географическая привязка контент-провайдера играет роль, когда сервисы требуют адаптации под национальные особенности потребителя: «Население имеет региональные и национальные особенности, люди различаются менталитетом, темпераментом, вкусами. Эти параметры влияют на активность пользования контент-услугами. Например, в республиках Северного Кавказа абоненты очень активно закачивают мелодии и логотипы, а в крупных городах региона высок процент отклика на SMS-рассылки и другие мероприятия по продвижению».
Цена вступления на рынок мобильного контента со стандартным набором услуг, по мнению экспертов, доходит до $150–200 тыс. «Компания, которая захочет выйти на этот рынок, должна приобрести техническую платформу, привлечь высококвалифицированный персонал, провести долгую и трудоемкую работу по заключению сотен договоров с операторами связи, правообладателями и другими партнерами. Еще один из основных факторов успеха на рынке мобильных услуг – солидный рекламный бюджет и грамотная маркетинговая и рекламная стратегии»,– рассказывает АЛЕНА ДМИТРИЕВА, бренд-менеджер компании «Мобикон». Стоимость короткого номера у оператора сотовой связи колеблется от $2,5 тыс. до $ 4 тыс. «При этом 30-40% дохода контент-провайдера оператор сотовой связи оставляет себе», – говорит Павел Родин.
По мнению Алены Дмитриевой, существует и менее затратный способ выхода на рынок мобильного контента: «Можно использовать инфраструктуру компаний-агрегаторов. Основная задача агрегатора – производство контента и формирование группы клиентов, которые распространяют различные мобильные услуги». По расчетам экспертов, чтобы открыть компанию на основе агрегатора, нужно не менее $7 тыс.
Эксперты отмечают, что сейчас прибыльность бизнеса минимальна и многие игроки уходят с рынка. «Это связано с общим спадом на рынке контента и недоверием потенциальных клиентов к новым услугам, которые в будущем могут приносить основной доход», – объясняет Кирилл Денисов.
Сейчас наиболее предоставляемыми контент-услугами эксперты называют мобильные развлечения. Эксперты считают, что сегмент «Рингтоны, логотипы, картинки, голосовые развлечения» достиг насыщения и провайдеры очень часто повторяют предложения друг друга, на рынке отсутствует разнообразие. «Думаю, что это начальный этап рынка мобильного контента, который сейчас активно осваивают абоненты», – считает Александра Лебединская. Алена Дмитриева говорит, что основными тенденциями развития рынка мобильного контента в ближайшем будущем станут значительное увеличение доли игр, рост популярности видео и более четкая сегментация услуг с учетом интересов потребителя.
Эксперты считают, что сейчас новые предложения на рынке появляются под влиянием спроса, как например java-книги, или в силу технического развития мобильных устройств. «Яркий пример – камерафоны. Стоило им выйти на рынок, не замедлили появиться игры, позволяющие «вынести игру за пределы телефона». Например, вы идете по офису и сквозь камеру телефона в online режиме видите офисный пол, на котором то и дело встречаются мины, которые вам нужно обезвреживать», – рассказывает Василий Юзенчук.
Одним из новых направлений работы для контент-провайдеров в последнее время становится сотрудничество со СМИ. Ростовские контент-провайдеры отмечают, что в городе активно развивается взаимодействие с местными теле- и радиостанциями. «Мы предлагаем нашим зрителям SMS-чат, SMS-розыгрыши, голосовой чат. Эти сервисы популярны среди наших телезрителей, и мы можем видеть их реакцию на программный продукт и видоизменять его. Мобильные сервисы, выходящие в эфире, повышают лояльность нашей аудитории и расширяют круг телезрителей», – рассказывает ЕЛЕНА ГЕРАСИМОВА, генеральный директор телеканала «ЭкспоВИМ».
А ростовский «3 канал REN-TV» в качестве эксперимента в течение нескольких месяцев предлагал своим телезрителям более современные интерактивные мобильные сервисы. «Вместе со столичным контент-провайдером Fresh Media мы предлагали нашим телезрителям интерактивные игры «Астронавт» и «Катапульта», в эфир выходили специализированные полноэкранные приложения «Санта-Клаус» и «Святой Валентин», чат «Миша и Маша»», – рассказывает ИЛЬЯ МЕЩЕРЯКОВ, заместитель директора по маркетингу телекомпании «3 канал REN-TV».
Как говорят телевизионщики, сотрудничество с контент-провайдерами выгодно обеим сторонам. «Интерактивные услуги в эфире телеканалов для телевещателей несут некоторую маркетинговую функцию: мы можем отслеживать интерес к передачам в эфире. Контент-провайдеры в этом случае получают не только источник дополнительной прибыли, но и возможность совершенствовать свои интерактивные продукты», – утверждает Елена Герасимова. По мнению Кирилла Денисова, сотрудничество со СМИ сейчас приносит контент-провайдерам основной доход.
В ближайшем будущем эксперты предрекают развитие мобильного маркетинга. «Причина этому – удобство, простота использования мобильного телефона как канала коммуникации. Количество сотовых телефонов растет, сейчас они есть почти у каждого. И, в отличие от компьютера и электронной почты, мобильный телефон всегда под рукой. Кроме того, процесс коммуникации при помощи мобильного телефона предельно прост и понятен любому», – считает Василий Юзенчук. Специалисты полагают, что такой канал распространения информации позволяет работать не с безликим потребителем, а с вполне конкретным человеком.
Эксперты отмечают, что мобильный маркетинг в России используют такие крупные общероссийские и мировые компании, как Coca Cola, Pepsi, British American Tobacco, Tuborg, Lays. В Ростове-на-Дону с 1 июля стартовала SMS-реклама компании «Донской табак». «Наиболее простой и распространенный пример использования мобильного маркетинга – акция «Приз под крышкой». Нужно найти под крышкой код, послать его по SMS, и тебе мгновенно сообщат информацию о призе», – рассказывает Василий Юзенчук.
По мнению Кирилла Денисова, мобильный маркетинг в Ростове только начинает развиваться: «Основная причина его слабого развития в Ростове-на-Дону заключается в том, что местные компании видят в SMS-сервисах не инструмент бизнеса, а развлечение, никак не способствующее продвижению товаров и услуг на рынке».
Кроме мобильной рекламы, контент-провайдеры стараются работать с бизнесом и через информационное обслуживание. Например, в последнее время многие банки предлагают своим клиентам следить за состоянием счета при помощи SMS-сервисов. «Есть и другие примеры бизнес-использования мобильных услуг: кто-то получает по SMS курс валют или заказывает из журналов нужные статьи. А в последнее время развивается оплата услуг через короткие номера провайдеров: владелец телефона может перевести платеж не более $5 со своего телефонного счета на счет организации, в которой получает услугу или товар», – рассказывает Василий Юзенчук.
Эксперты считают, что рынок мобильного контента в ближайшее время переориентируется с предоставления развлекательных сервисов для массовой аудитории на бизнес-сервисы, с помощью которых компании разного уровня смогут продвигать свои услуги и товары и работать со своей целевой аудиторией. Появление этих сервисов повлияет на рост рынка мобильного контента и выведет его на новый виток развития.