Подписаться
Курс ЦБ на 20.11
63,70
70,62
Деловой квартал / Новости / Конкуренты объединяются ради увеличения доли рынка и прибыли

Конкуренты объединяются ради увеличения доли рынка и прибыли

04:00   14.05.2007

В начале заседания ИГОРЬ СТЕПАНОВ, управляющий партнер компании «Эберг, Степанов и партнеры», рассказал, что в российском законодательстве четкого понятия кооперации между производственно-торговыми

Очередное заседание Дискуссионного клуба «Делового квартала», проведенное при поддержке «Сервисного центра «КМ», было посвящено вопросам взаимодействия конкурентов. Участники заседания пришли к выводу, что в современном бизнесе нередки случаи слияния и объединения конкурирующих компаний в ассоциации и клубы. По мнению экспертов, такие действия предпринимают с целью усилить свое положение и влияние на рынке, сделать его более цивилизованным и прибыльным.

В начале заседания ИГОРЬ СТЕПАНОВ, управляющий партнер компании «Эберг, Степанов и партнеры», рассказал, что в российском законодательстве четкого понятия кооперации между производственно-торговыми предприятиями нет: «Законодатель рассматривает и регулирует кооперацию между сельхозпроизводителями. Кроме того, есть законодательные акты, упорядочивающие деятельность некоммерческих ассоциаций и объединений. Поэтому формы кооперации и взаимодействия российских компаний разнообразны». Эксперты согласились с этим утверждением и перешли к обсуждению причин, которые побуждают компании-конкуренты объединяться.

Компании объединяются, чтобы развивать свой бизнес

По мнению экспертов Дискуссионного клуба, основная причина, по которой компании, работающие на одном рынке, начинают задумываться об объединении, заключается в желании стабилизировать и развить свой бизнес. «Когда компании в одиночку уже не могут вырасти или на местный рынок выходит более крупный игрок и есть опасность сдать свои позиции. Поэтому многими объединение рассматривается как укрупнение бизнеса», – предположил ОЛЕГ СЕМЕНЕНКО, руководитель управления продаж ростовского офиса УК «Тройка Диалог». Его мысль подтвердил Игорь Степанов: «Став больше в два раза, мы смогли работать с более крупными клиентами, а наши клиенты начали относиться к нам с большим доверием. Укрупнившись и укрепив свои позиции на рынке, мы смогли себе позволить сосредоточиться на повышении качества предоставления услуг и совершенствовании управления компанией».

Участники Дискуссионного клуба пришли к мнению, что соединение двух компаний в одну – это один из способов кооперации, и он применим только тогда, когда другие формы сотрудничества не могут в значительной мере повлиять на развитие рынка. По мнению экспертов Дискуссионного клуба, объединение компаний-конкурентов возможно еще и тогда, когда необходимо увеличить обороты компании. ЭДУАРД КИРГУЕВ, управляющий партнер рекламного агентства «АПР RMG»: «Сейчас годовой оборот самой крупной компании на рекламном рынке Ростова не превышает 5 млн руб. Это достаточно мало, и увеличить оборот можно только путем привлечения большего количества клиентов и предоставления им полного цикла услуг. Для нас с моим партнером ВЛАДИСЛАВОМ ЗАДОРОЖНЫМ такой рывок стал возможен только через объединение бизнесов».

Еще одну причину сотрудничества конкурентов участники Дискуссионного клуба видят в регулировании рынка. «Создали «Южно-Российскую гильдию риэлторов и оценщиков» для упорядочивания деятельности рынка недвижимости в Ростове. Сейчас у нас работает более 600 компаний, и только 50 из них ведут деятельность более-менее цивилизованно. Что дало это объединение? Регулирование рынка и формирование общих правил игры», – рассказал СТАНИСЛАВ НОВИ, управляющий агентства недвижимости «Риэлти-Ленина».

ИРИНА ШВЕЦ, генеральный директор кадрового агентства Ancor, добавила, что в некоторых случаях некоммерческое объединение конкурентов, к примеру, в форме клуба, может способствовать не только обмену опытом работы, но и активному совместному поиску новых клиентов, распределению обязанностей и направлений работы на рынке, а так- же – ведению списка неблагонадежных партнеров: «Такие меры укрепляют рынок и способствуют его динамичному развитию».

Однако, думая о преимуществах кооперации предприятий, необходимо отделять действительно полезное сотрудничество от недружественного поглощения, предупреждает АЛЕКСАНДР ЗАВОРИН, генеральный директор компании «Программа»: «Кооперация бывает плохой и хорошей. Пример хорошей кооперации – когда две равнозначные компании, имея кредит доверия друг к другу, объединяются для того, чтобы решить сложные вопросы, найти ответы на которые невозможно в одиночку. Плохая кооперация – это недружественный, агрессивный захват бизнеса или поглощение одной компании другой. Если же объединение имеет агрессивный характер – то такое объединение конкурентов сложно назвать сотрудничеством».

Эффективность объединения зависит от мелочей

По мнению Олега Семененко, прежде чем начать кооперироваться, необходимо тщательно проанализировать, чего руководители ожидают от кооперации и в какой форме она приемлема для них: «Не мешает задуматься и о возможных проблемах такого объединения».

Участники Дискуссионного клуба пришли к мнению, что компании объединяются, в основном, с целью противостоять более крупным игрокам или повышать уровень работы на развивающемся рынке. Объединение не всегда подразумевает слияние двух компаний в одну. Форма взаимодействия конкурентов может быть разной – от создания профессиональных ассоциаций и клубов, устанавливающих правила игры на рынке, до создания объединенных холдингов, призванных увеличить долю рынка компании и ее прибыль.

Объединение компаний в ассоциации полезно тем, что у участников определенного рынка появляется инструмент, с помощью которого они могут этот рынок регулировать: вырабатывать правила работы на рынке, отсеивать неблагонадежных партнеров, обмениваться опытом работы. «В данном случае более крупные компании могут отдавать на субподряд работы более мелким компаниям, тем самым повышая общие показатели индустрии», – заметила НИНА ФИРСОВА, генеральный директор АКГ «Гудвилл».

При слиянии компаний у партнеров появляется возможность оптимизировать бизнес-процесс. Игорь Степанов: «Объединившись, мы с моим партнером обнаружили, что нам необязательно участвовать в оперативной деятельности предприятия, и мы можем позволить себе сосредоточиться на формировании стратегических задач, улучшении качества управления компанией. Мы распределили между собой направления работы, и нам стало значительно легче работать».

О минусах объединения бизнесов рассказал Эдуард Киргуев: «Объединение двух компаний в одну, помимо желания идти одной дорогой, несет в себе сложности, которые могут возникнуть при объединении разных коллективов. Я не очень доволен моим союзом с RMG. Я критично отношусь к таким вещам и мониторю результаты долгое время. Пока что наши коллективы притираются друг к другу, и движение к целям, которые мы с Владиславом Задорожным ставили на год, идет медленно».

Как отметили участники Дискуссионного клуба, при объединении двух компаний в одну возникают проблемы управления: фактически приходится выстраивать работу и менеджмент созданной компании с нуля. «Но и в этом случае тоже есть плюсы: новая структура более крупная, значит обладает большей долей рынка и способна больше заработать. Кроме того, крупная структура устойчива к изменениям условий работы и выходу на рынок сильных федеральных компаний», – подытожила Нина Фирсова.

Игорь Степанов посоветовал анализировать не только глобальные факторы, но и мелочи: «Прежде чем объединять две компании в одну, нужно рассматривать не только крупные проблемы и крупные удачи такого шага. Самое сложное кроется в деталях, в мелочах, которые могут проявиться в процессе работы объединенной компании, и которые могут повлечь за собой крах объединения».

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.