Клиентов приучают к WiFi в общественных местах
эксперты Дмитрий Выдра администратор кинотеатра «КиноМакс-Победа» Игорь Казаков менеджер кафе La Terrazza Владимир Нестеров начальник отдела продаж компании «РТКомм Юг» Андрей Пастушенко директор
Дмитрий Выдра
администратор кинотеатра «КиноМакс-Победа»
Игорь Казаков
менеджер кафе La Terrazza
Владимир Нестеров
начальник отдела продаж компании «РТКомм Юг»
Андрей Пастушенко
директор по маркетингу телекоммуникационного направления холдинга ЦТС
Валерий Соколенко
директор ростовского представительства компании Unitline
Алексей Шелестенко
старший консультант-аналитик Json&Partners
Дмитрий Шилов
менеджер проектов компании «Яндекс»
Зачем беспроводной доступ рестораторам и кинопрокатчикам?
Почему WiFi в городе развивается медленно?
Каких технологий ждут корпоративные клиенты?
По мнению экспертов, сегмент беспроводных технологий доступа в сеть сформируется в течение ближайших трех-пяти лет, и к 2010 г. займет значительную до- лю на рынке высокоскоростного доступа в интернет. Но для этого WiFi и WiMAX должны приобрести общие универсальные стандарты, а провайдерам нужно построить достаточно крупные сети. Поэтому сегодня WiFi – скорее имиджевая вещь, с помощью которой операторы пытаются обозначить свои позиции на новом рынке, а владельцы хот-спотов – привлечь новую публику в свои заведения.
Рынок WiFi в Ростове – достаточно молодой. Первый проект подобного рода реализовала в сентябре 2004 г. компания «РТКомм-Юг», развернувшая зону беспроводного доступа в интернет в гостинице «Ростов». По данным директора ростовского представительства компании Unitline ВАЛЕРИЯ СОКОЛЕНКО, в городе сейчас работает не более 40 официально зарегистрированных точек доступа в интернет по технологии WiFi.
АЛЕКСЕЙ ШЕЛЕСТЕНКО, старший консультант-аналитик компании Json&Partners, уточняет, что только 20 из них – точки общественного доступа: «Количество публичных хот-спотов – это лишь верхушка айсберга, ведь WiFi многие используют дома, а также в корпоративной среде для построения офисной беспроводной сети». Таких точек, по мнению директора по маркетингу телекоммуникационного направления компании «Цифровые телефонные сети» (ЦТС) АНДРЕЯ ПАСТУШЕНКО, может быть несколько сотен, если не тысяч: «Ростовские компьютерные фирмы, по статистике, продают достаточно много WiFi-маршру- тизаторов частным пользователям. К примеру, у меня в квартире интернет работает через точку доступа WiFi, но только в пределах квартиры. Это удобно, потому что не надо тащить провода через все помещения. Не исключаю, что и в офисах многих компаний локальные сети организованы так же».
Валерий Соколенко говорит, что участником рынка WiFi-доступа может стать любая организация, которая установила у себя хот-спот и открыла публичный доступ к нему. Оборудовать одну общественную точку доступа, по словам участников рынка, обойдется в 10–15 тыс. руб., а создать локальную домашнюю или офисную сеть на основе WiFi – в 3–4 тыс. руб.
Эксперты говорят, что сейчас в Ростове примерно 50% общественных точек доступа работает в бесплатном режиме, но все идет к тому, что владельцы хот-спотов начнут постепенно переходить на платный доступ к беспроводному интернету. «Различные бонусные программы, или бесплатный доступ, за которые в конечном итоге кто-то платит надуманные и неэффективные. Основная схема, которая может работать на рынке WiFi – это доступ в интернет по трафику», – уверен Андрей Пастушенко.
Провайдеров, оказывающих услуги доступа к беспроводным сетям, в Ростове шесть: ЦТС, «ЮТК-Ростовэлектросвязь», «Энфорта», «РТКомм-Юг», Unitline и «Цифровой диалог». Наиболее активно на рынке беспроводного доступа работает ЦТС: в 2006 г. компания установила 13 точек доступа. «Когда мы запускали наш WiFi-проект, то хотели охватить собственными хот-спотами весь город. Но потом отказались от этого плана и решили для начала сосредоточиться на центре города. Заработать на WiFi сейчас практически нереально, а для того чтобы обозначить свои позиции на рынке, достаточно небольшого количества хот-спотов», – говорит Андрей Пастушенко. До конца 2006 г. ЦТС намерена увеличить количество своих хот-спотов до 40 точек.
По мнению администратора кинотеатра «КиноМакс-Победа» ДМИТРИЯ ВЫДРЫ, основные точки доступа к WiFi расположены в кафе и ресторанах. «Кафе и рестораны сейчас взаимодействуют по WiFi с известным порталом «Яндекс». По этому проекту посетители заведений, где установлен хот-спот от «Яндекса», пользуются бесплатным выходом в интернет. На мой взгляд, такое взаимодействие выгодно для всех сторон. Кафе привлекает новых клиентов. Клиент бесплатно получает дополнительный сервис в виде WiFi-интернета. «Яндекс» таким образом раскручивает свой бренд», – утверждает Валерий Соколенко.
«Интернет должен быть везде и всегда, поскольку становится неотъемлемой частью современной жизни. И брать за него деньги – все равно что брать деньги за пользование водопроводом в заведениях общепита. А для ресторана или кафе бесплатный интернет может стать конкурентным преимуществом», – уверен ДМИТРИЙ ШИЛОВ, менеджер проектов компании «Яндекс».
Дмитрий Выдра утверждает, что людей, которые могли бы пользоваться WiFi, становится все больше: «Сейчас техника с WiFi значительно подешевела, нижний уровень цен на ноутбук с соответствующим модулем опустился до 20 тыс. руб., поэтому необязательно быть обеспеченным человеком, чтобы пользоваться WiFi». Валерий Соколенко считает, что уже сейчас практически у каждого десятого пользователя есть ноутбук или КПК: «Таким пользователям, кроме обычных сервисов, нужен еще и выход в интернет: человек кушает или пьет кофе, а заодно проверяет почту, просматривает нужные ему сайты».
ИГОРЬ КАЗАКОВ, менеджер кафе La Terrazza, отмечает, что основная цель установки точки доступа в кафе – привлечение новой публики: «На Западе это распространенная практика. Бесплатным хот-спотом днем в кафе пользуются бизнесмены и служащие. Получается экономия времени: человек вроде как от работы не отрывается и в то же время может нормально пообедать. В Европе кафе, в которых нет WiFi, приносят меньше прибыли и менее популярны у серьезной публики».
Дмитрий Выдра говорит, что изначально WiFi воспринимался владельцами публичных мест как дополнительная услуга, востребованная клиентом. «Но одной востребованности со стороны клиента мало. Представим, что оператор нашел, по его мнению, удачную точку в Ростове. Как правило, это общественное место и при-надлежит третьей стороне (кафе, гостинице и т. д). Но пока третья сторона не осознает не только выгодность, но и необходимость установки у себя узла доступа WiFi, процесс не сдвинется с места», – уверен ВЛАДИМИР НЕСТЕРОВ, начальник отдела продаж компании «РТКомм-Юг».
По мнению экспертов, WiFi как маркетинговый инструмент в Ростове работает, но не совсем так, как хотелось бы. «У нас, как правило, этой услугой пользуется молодежь. Ребята приходят к нам с ноутбуками, заказывают какую-нибудь мелочь из бара и часа три качают фильмы и мелодии. Трафик оплачивает заведение, и достаточно часто счета, которые выставляет провайдер – астрономические», – рассказывает Игорь Казаков.
Разочаровались в бесплатном WiFi как в инструменте привлечения публики и другие рестораторы. Основная причина: WiFi не оправдывает затрат на его содержание. Рестораторы говорят, что очень часто ежемесячные счета за интернет переваливают за 15 тыс. руб., в то время как посетители, пользовавшиеся WiFi, приносят бару кафе или ресторана не более половины этой суммы. «Многие ростовские кафе установили хот-споты и предоставляли доступ бесплатно. Но потом, чтобы сократить свои из-держки, ввели почасовую оплату за доступ в интернет. Количество посетителей с ноутбуками резко сократилось», – говорит Игорь Казаков. Дмитрий Шилов: «В Москве у нас есть провайдеры-партнеры. Если подключаться через них, то ежемесячная абонентская плата за интернет при неограниченном трафике не будет превышать 4 тыс. руб. В регионах мы рекомендуем нашим партнерам провайдеров, у которых есть наиболее оптимальные корпоративные тарифы». «Бесплатная схема подключения к WiFi будет выгодна, когда провайдеры смогут предложить владельцам хот-спотов безлимитные тарифы. Но в ближайшее время ростовские операторы вряд ли смогут это сделать», – считает Андрей Пастушенко.
Поэтому многие рестораторы, владельцы гостиниц и других публичных мест вводят плату за подключение к беспроводному интернету. Валерий Соколенко считает, что платный доступ хоть как-то может окупить затраты на содержание хот-спотов: «Сейчас WiFi хорош только как имиджевая вещь, повышающая статус заведения. Она не может позиционироваться как аналог высокоскоростного проводного доступа. Платное соединение для конечного пользователя дорого. А если эксплуатировать WiFi на основе бесплатного доступа для конечных пользователей, то хот-спот становится убыточным для владельцев». С ним согласен Владимир Нестеров: «В России пока не существует модели эффективной коммерческой эксплуатации крупных WiFi-сетей. И извлекать ощутимую прибыль из этой технологии в настоящее время проблематично».
Развивать сети WiFi в публичных местах, кроме высоких тарифов за трафик, мешает еще и необходимость лицензирования точек доступа, полагает Алексей Шелестенко. Владельцы заведений говорят, что развивать WiFi могли бы сами провайдеры, предлагая более приемлемые условия сотрудничества. Но те, в свою очередь, думают, что строить беспроводные сети на основе WiFi несерьезно. «Один хот-спот работает в радиусе 20-100 м, и, чтобы накрыть точками беспроводного доступа город, нужны существенные вложения», – считает Андрей Пастушенко.
По словам Валерия Соколенко, сейчас операторы связи начали внедрять новый стандарт беспроводной связи – WiMAX: «Эта технология не входит в конкуренцию с WiFi. Наборот, WiMAX дополняет WiFi и позволяет строить сети там, где нельзя проложить провода. В будущем именно на этих технологиях будут создавать городские сети передачи данных».
Сейчас в Ростове WiMAX строят Unitline, «Энфорта» и «Ультранет». У первых двух сети находятся в тестовой эксплуатации, а «Ультранет» развивает широкополосный радиодоступ уже более четырех лет. «Строительство и эксплуатация таких сетей под силу только крупным операторам, подключение абонентов к ней тоже недешевое. Так что эта услуга – для корпоративных пользователей», – говорит Валерий Соколенко.
Провайдеры надеются, что когда сети WiMAX в Ростове будут запущены в коммерческую эксплуатацию, количество точек доступа WiFi начнет активно расти. «WiFi – это замечательный вариант для организации хот-спотов с охватом территории до 100 м. WiMAX – стандарт для организации связи вне пределов помещения. Обе технологии могут совместно развиваться, дополняя друг друга. К примеру, какой-нибудь крупный бизнес-центр, к которому нет возможности подвести кабель или оптический канал, привязывается к городской сети передачи данных через WiMAX. А в самом бизнес-центре конечные пользователи получают доступ в сеть через хот-споты», – рассказывает Валерий Соколенко.
Эксперты считают, что пока использовать беспроводные технологии доступа в интернет дорого. Но по мере развития беспроводных технологий, они будут дешеветь, уверены участники рынка. «За беспроводным доступом – будущее, и в скором времени он займет большую долю в сегменте высокоскоростного доступа. Но для этого нужно создать нормальные и приемлемые для всех участников рынка условия», – считает Андрей Пастушенко.
Wireless Fidelity – технология широкополосного доступа к сети Интернет без построения физических сетей, с помощью волоконно-оптических или медных линий с радиусом действия 50-200 м и скоростью передачи данных до 25 мбит/сек.
Worldwide Interope-rability for Microwave Access – технология широкополосного доступа к сети Интернет без построения физических сетей на основе распределенных базовых станций с радиусом действия до 50 км и скоростью передачи данных до 70 мбит/сек.
hot spot – точка доступа