Китайские автомобили вытесняют с донского рынка отечественного производителя
эксперты Александр Гольбан директор департамента продаж ГК «Экспресс-Моторз» Дмитрий Денисов директор ООО «Интерос» Дарья Кириченко руководитель отдела маркетинга компании «Темп Авто» Андрей Матве
Александр Гольбан
директор департамента продаж ГК «Экспресс-Моторз»
Дмитрий Денисов
директор ООО «Интерос»
Дарья Кириченко
руководитель отдела маркетинга компании «Темп Авто»
Андрей Матвеев
руководитель отдела общественных связей компании «Ирито» (г. Москва)
Евгений Сачков
генеральный директор автосалона ООО «Авто-Ревю II»
Алексей Шиндер
директор филиала компании «Ресо-Лизинг» в г. Ростове-на-Дону
Почему торговлю китайскими машинами может позволить себе только состоятельная компания?
Что тормозит рост продаж китайских автобусов в Ростове?
Как отмечают эксперты, китайские автомобили сегодня вполне успешно конкурируют с продукцией отечественного автопрома. Их главные преимущества — модный, скопированный с японских или европейских новинок, дизайн и богатая комплектация примерно за те же деньги. Правда, качество азиатских машин по-прежнему вызывает у потребителя массу нареканий, впрочем как и малоразвитая в регионах России сервисная база. Именно эти две проблемы мешают производителям из Поднебесной более активно осваивать местный рынок. Усугубили положение китайцев, а также их ростовских дилеров и вступившие в силу изменения в закон о защите прав потребителей: теперь покупатель может в 20-дневный срок вернуть любую не понравившуюся ему продукцию без видимой причины. Игроки рынка отмечают, что уже ощутили на себе действие этих поправок: в последнее время именно китайские машины возвращают гораздо чаще, чем автомобили других производителей. Однако, несмотря на все эти сложности, эксперты констатируют стабильное увеличение доли «китайцев» на ростовском рынке частного и коммерческого транспорта.
Директор департамента продаж ГК «Экспресс-Моторз» (один из двух официальных дилеров марки Chery в Ростове) АЛЕКСАНДР ГОЛЬБАН говорит, что автомобили из Поднебесной сегодня занимают около 7–8% от общего объема продаж машин в целом по России. Что касается Ростова, то, по словам некоторых экспертов, сегодня даже визуально — взглянув на городские улицы — можно определить, на каких производителей приходятся наиболее существенные доли местного рынка. «Город практически весь ездит на «Европе» и «Китае», — говорит генеральный директор автосалона ООО «Авто-Ревю II» ЕВГЕНИЙ САЧКОВ. — Отечественный автопром представлен в Ростове довольно слабо, хотя за его пределами, по области, пока еще ездят на российских машинах. Там еще боятся иномарок, а «Лада» — роднее, понятнее, и запчасти ее более доступны». По оценкам г-на Сачкова, по 30% ростовского рынка продаж легковых автомобилей приходится на отечественных, китайских и европейских производителей. Оставшиеся 10% делят между собой оставшиеся страны — корейцы, японцы, американцы и т. д.
Если говорить о сегменте коммерческого транспорта, то, по данным АЛЕКСЕЯ ШИНДЕРА, директора филиала компании «Ресо-Лизинг» в г. Ростове-на-Дону, в 2007-м — начале 2008-го гг. продажи в лизинг машин из Китая выросли почти на 100%. «Китайцы идут на рынок всеми возможными путями, — отмечает г-н Шиндер, подчеркивая, что пока они не придают значения развитию территориально разграниченной дистрибуции, предоставляя возможность всем желающим в регионе продавать свои машины. В то время как КАМАЗ или МАЗ (уже не говоря о дилерах европейской или американской техники) достаточно жестко структурировали дистрибуцию по регио- нальному принципу и зафиксировали цены реализации на различных уровнях. В целом, по оценкам собеседников «ДК», в Ростове около 60 компаний занимаются продажей автомобилей. Из них около дюжины крупных, половина которых продает китайскую технику. К последним можно отнести — «Темп Авто», «Лада Форвард», ГК «Экспресс-Моторз», «Интерос», «Русбизнесавто».
Многие игроки становятся дилерами сразу нескольких производителей ради укрепления своих позиций на рынке. «Предоставляя клиенту возможность выбора из 3–4 брендов, компания имеет меньше шансов прогореть», — уверен директор «Авто Ревю II». Очевидно, благодаря этому в Ростове сегодня представлен огромный выбор всевозможных марок. Покупатели автомобилей приезжают сюда со всего юга России. «У нас много клиентов из Ставрополя, Краснодарского края, Дагестана, Чечни, — рассказал «ДК» Евгений Сачков. — Они рассказывают, что такого количества автосалонов — от отечественных марок до импортных автомобилей представительского класса — в их городах не найти. Там хорошо развит только рынок «бэушных» автомобилей».
Наиболее ходовыми китайскими марками сегодня на ростовском рынке эксперты считают Chery (Amulet, Tiggo — лидеры продаж), Great Wall (Hover, G5,G3), BYD (F3, Flyer), Hafei Brio, Geely. Высоким спросом пользуются грузовики FAW 1041 в различных модификациях.
Как отмечает директор ООО «Интерос» ДМИТРИЙ ДЕНИСОВ, из большого числа китайских автобусов по продажам лидирует марка «Хайгер». Правда, по словам эксперта, пока рост корпоративных продаж пассажирских автобусов производства КНР в Ростове отстает от соседних регионов. «Несмотря на то, что мы находимся Ростове, большинство наших клиентов — из Краснодарского и Ставропольского краев, — объясняет г-н Денисов. — Доля продаж китайских автобусов в Ростове и области составляет около 10% от общего числа, в Краснодарском крае этот показатель значительно выше — не менее 60%». Эксперт объясняет это «избалованностью» мест- ного рынка подержанными европейскими автобусами. Скорость и степень обновления отработавшей техники, по мнению Дмитрия Денисова, напрямую связана с тем, как скоро поднимутся тарифы на пассажирские перевозки в донской столице. «Существенный рост цен на ГСМ сегодня — очень серьезная проб- лема. Стоимость тарифов на проезд за этим не успевает. При условии роста стои- мости проезда в общественном транспорте, в ближайшие 2–3 года доля рынка китайских автобусов в Ростове может вырасти на 20–30%, поскольку у местных АТП появятся достаточные средства на обновление своих парков», — говорит директор компании «Интерос».
Эксперты единодушно отмечают, что основным конкурентным преимуществом китайской продукции является ее низкая стоимость. Добиваются этого китайцы, используя дешевую рабочую силу и практически полностью копируя известные американские и европейские машины. Руководитель отдела маркетинга компании «Темп Авто» ДАРЬЯ КИРИЧЕНКО объясняет, что сборка в Китае обходится дешевле, чем в России, причем не только за счет дешевой рабочей силы, но и за счет отсутствия затрат на разработку уникального дизайна или комплектующих: «Большинство ростовских автолюбителей не волнует то, что ходовые модели китайцев — точная копия автомобилей американского, японского или корейского производителя, пусть и 3–5-летней давности». С ней согласен Дмитрий Денисов, отмечающий, что китайские производители ничего своего не придумывают, а лишь копируют известные европейские машины как целиком, так и частично. «Они прекрасно понимают, что если просто заняться воссозданием собст- венного автопрома, это будет попросту экономически невыгодно и неэффективно. А отстали они от Европы лет на 40», — говорит Дмитрий Денисов.
По словам Алексея Шиндера, при том, что средняя стоимость на продукцию ВАЗа и китайских легковых автомобилей примерно одинакова — около 230 тыс. руб., на окончательный выбор покупателя часто влияет наличие в автомобиле дополнительных опций, которых как известно, пока недостает в российских «железных конях». Коммерческий транспорт из КНР по ценам не менее привлекателен: к примеру, китайский туристический автобус средней вместимости (на 45 мест) с европейскими агрегатами стоит около 4,5 млн руб. Цена, в зависимости от дилера, от комплектации может колебаться в меньшую и большую сторону. «Отечественный «волжанин», также с европейскими комплектующими, стоит более 6 млн руб., — сравнивает Дмитрий Денисов. — У европейцев цена в среднем около 13 млн руб.».
Китайцев, по мнению игроков рынка, чаще приобретают представители малого и среднего бизнеса. «Часто для них наши автомобили — это способ начать новый проект без больших финансовых вложений», — поясняет АНДРЕЙ МАТВЕЕВ, руководитель отдела общественных связей компании «Ирито» (г. Москва). Часто покупают коммерческий транспорт, по словам Александра Гольбана, административные органы, госпредприятия, обновляющие и расширяющие свои автопарки. Эксперты отмечают, что пик продаж автомобилей для этой категории потребителей уже традиционно приходится под Новый год, когда госучреждениям необходимо срочно израсходовать остатки бюджетов. Чиновники берут все: как ВАЗовскую продукцию различных марок, так и китайскую.
Г-н Денисов добавил, что автобусы, сделанные в КНР, как правило, покупают АТП, однако, сегодня все активнее их начали приобретать туроператоры: «С ростом прибылей туркомпаний, повышается качество их обслуживания — сегодня фирмы могут позволить приобрести себе не б/у технику, а новые комфортабельные автобусы».
Пытаясь, помимо невысокой цены, отмечая другие достоинства автомобилей из Поднебесной, эксперты разошлись во мнениях. «Для того чтобы объективно оценить достоинства и недостатки автомобиля, он должен проехать, минимум 100 тыс. км, а таких данных пока очень мало по «китайцам». Зато есть другие данные статистики о том, что 77% китайских автомобилей ломаются в первые полгода», — замечает Дарья Кириченко. Евгений Сачков тоже приводит статистику из журнала «За рулем»: «Средний срок службы китайского легкового автомобиля 1,5–2 года. Средний срок работы нашего автомобиля при максимальных нагрузках — 4–5 лет. Как ни парадоксально, но, чтобы торговать дешевыми китайскими машинами, компании нужно быть довольно богатой, то есть располагать солидным денежным оборотом. Иначе можно легко прогореть на обслуживании», — добавляет г-н Сачков.
Однако при этом эксперты утверждают, что китайцы быстрее россиян реагируют на жалобы потребителей и совершенствуют свою продукцию. «На первые Great Wall больно было смотреть, в версиях G3,G5 — это уже совсем другой автомобиль», — говорит Дарья Кириченко. Андрей Матвеев и вовсе убежден, что при цене, сравнимой с автомобилями отечественного производства, машины из Китая способны предложить своему владельцу все, что он ожидает от настоящей иномарки: современные двигатели, достойный интерьер и дизайн. С ним согласен Александр Гольбан, подчеркивающий оптимальное соотношение цены и качества «китайцев».
Дарья Кириченко отмечает, что, завоевывая наш рынок, китайцы учли даже менталитет и вкусовые предпочтения российского покупателя. «Например, лидер продаж Chery Tiggo — копия Toyota RAV4, — говорит г-жа Кириченко. — Японские компании выставляют иски, но китайские производители упрямо продолжают начатое». Более того, отмечает эксперт, китайцы выбрали удачную, практически не занятую нишу для экспансии — пикап. Также китайцы быстро подстроились под особенности российской эксплуатации: их машины употребляют 92-й бензин, расценки на обслуживание у дилеров дешевле, чем на другие иномарки, гарантия на узлы и агрегаты — 2 года.
Большинство игроков констатируют, что сейчас единственным существенным конкурентным преимуществом отечест- венного автопрома перед китайским остается отлично налаженный сервис, наличие запасных частей. При том, что официальные дилеры китайских марок, безусловно, имеют свои сервисные станции, в целом по рынку, отмечают эксперты, техобслуживание «китайцев» еще хромает. Алексей Шиндер говорит, что пока идет только бойкая торговля: где и как обслуживать, люди в большинстве своем не знают.
Еще одно препятствие, с которым сталкиваются китайцы на российском, и в част- ности на ростовском, рынке – это недоверие к качеству продукции из Поднебесной. «Первые китайские машины в России были такими плохими, что ездить на них было практически невозможно, поэтому люди до сих пор с опаской к ним относятся», — говорит Александр Гольбан. «Нашим менеджерам приходится вести двойную работу, продвигая продукцию и попутно ломая эти стереотипы», — добавляет Дмитрий Денисов. В компании «Ирито» уверены, что через этот барьер они уже успешно переступили: «Как ни странно, главная сложность для нас сейчас состоит в насыщении рынка Ростова. Мы с трудом успеваем поставить все заказанные автомобили, а объемы продаж, между тем, растут», — утверждает Андрей Матвеев.
По прогнозам Алексея Шиндера, следующим этапом становления и развития продаж китайской техники, станет появ- ление серьезной сервисной базы по ее обслуживанию в регионе. Крупные продавцы будут вкладывать заработанные средства в сервисы и зарабатывать еще больше. Однако эксперт считает, что этот процесс займет не год и не два. Его слова подтверждают в компании «Ирито», в ближайших планах которой как раз дальнейшее расширение сервисной базы и создание разветвленной инфраструктуры для ремонта и обслуживания китайских автомобилей. Это касается и сервисных центров и складов запчастей.
Опрошенные «ДК» игроки рынка полагают, что автодилеры китайских производителей будут искать пути развития и расширения рынка, скорее всего за счет предложения клиентам новых брендов. Алексей Шиндер прогнозирует рост сегмента коммерческого транспорта, связанный со строительным бумом. С ним согласен Андрей Матвеев: «Ростов — чрезвычайно перспективный регион с точки зрения реализации автомобилей. Доля китайских автомобилей здесь будет в дальнейшем расти так же, как и в других областях России», — убежден эксперт. Как только китайцы потратятся на построение дилерских сетей, развитие сервисного обслуживания своей продукции и маркетинг, их дела пойдут в гору еще большими темпами. «Тем более что цена — пока еще определяющий фактор для большинства покупателей в России», — добавляет Дарья Кириченко.
Евгений Сачков, соглашаясь с тем, что доля китайской продукции будет увеличиваться, все же убежден, что в ближайшие 2–3 года она не превысит продажи отечественных автомобилей. Большие надежды дилеры, торгующие отечественными марками возлагают на шаги АвтоВАЗа по улучшению комплектации своей продукции и оснащение ее всеми дополнительными опциями, присутствующими на «иномарках»: подушки безопасности, датчики дождя, автоматические стеклоподъемники и т. д.
Несмотря на то что китайские производители активно продвигают свою продукцию на рынках Дальнего и Ближнего Востока и Средней Азии, «все без исключения автозаводы Китая признают, что рынок России весьма перспективен, и уже сейчас стараются «застолбить» на нем свое место. Кроме того, Россия — это своего рода подготовительная площадка перед выходом на рынки Европы. Обратите внимание — многие требования рынка РФ близки к европейским требованиям. Это касается и сертификационных норм, и предпочтений потребителей», — отмечает Андрей Матвеев.
Стоит отметить, что эксперты спокойно отнеслись к появившейся недавно в деловой прессе информации о прекращении производства автомобилей Chery на базе Калининградского завода «Автотор». Г-н Матвеев объяснил это возможным административным давлением со стороны калиниградских властей и попыткой таким образом поддержать отечественного производителя. Игроки рынка полагают, что прекращение производства Chery в России вряд ли окажет хоть сколько-нибудь заметное влияние на рынок в России. Г-н Гольбан рассказал, что несмотря ни на что, автомобили в Ростов продолжают поступать напрямую из Китая.