Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Кинотеатры становятся культурно-досуговыми центрами

эксперты Олег Березин генеральный директор компании «Невафильм» Лариса Винокурова директор мультиплекса «Киномакс-Дон» Игорь Волов директор ООО «Миллениум» Вадим Караваев заместитель генерального

Ростовские кинотеатры развивают две маркетинговые стратегии. Одни стремятся охватить широкие массы, предлагая репертуар на любой вкус и комплекс дополнительных услуг. Другие, наоборот, хотят закрепиться в узкой нише, привлекая клиента эксклюзивным подбором фильмов и камерной атмосферой.
эксперты
Олег Березин
генеральный директор компании «Невафильм»
Лариса Винокурова
директор мультиплекса «Киномакс-Дон»
Игорь Волов
директор ООО «Миллениум»
Вадим Караваев
заместитель генерального директора ООО «Вавилон»
Алла Кравченко
и.о. директора киноцентра «Киномакс-Победа»
Ирина Кранк
директор кинотеатра «Буревестник»
Карина Сердюченко
директор Дома Кино
Олег Усенко
директор кинотеатра «Плаза Синема»
Вернется ли «советский» интерес к кино?
За какими кинотеатрами будущее?
Есть ли шансы у старых кинотеатров?

 

С конца 80-х количество ростовских кинотеатров сократилось в разы. Однако, пока эксперты выясняют, скольких посадочных мест не хватает горожанам, игроки этого рынка активно конкурируют друг с другом. Уже сегодня кинотеатры стремятся разделить аудитории по возрасту, материальному положению, интересам или месту проживания. Каждый участник рынка, закрепляясь в своей нише, использует различные маркетинговые ходы.

Зритель готов платить за эмоции

В советские времена в Ростове было 26 кинотеатров, не считая открытых площадок и кинозалов в домах культуры. Сегодня их шесть. Четыре из них («Буревестник», Дом Кино, «Ростов» и «Киномакс-Победа») – реконструированные старые однозальные кинотеатры в центре города. «Плаза Синема» – трехзальный миниплекс, созданный на базе бывшего «Плевена» и пока единственный кинотеатр в крупном спальном районе. И только «Киномакс-Дон» – совершенно новый восьмизальный мультиплекс в ТРЦ «Горизонт». Реконструируют или перестраивают еще три старых кинотеатра – «Россия», «Юбилейный» и «Сокол». Кроме того, известно о планах открыть как минимум шесть новых мультиплексов в строящихся торгово-развлекательных центрах.

Большинство игроков ностальгируют по советским временам: тогда в кинотеатры стояли очереди. Генеральный директор компании «Невафильм» ОЛЕГ БЕРЕЗИН вспоминает, что в конце 70-х посеща­емость кинотеатров в СССР была одной из самых высоких в мире: в год продавали более 4 млрд билетов. Для сравнения, в 2005 г., самом успешном за последние 15 лет, зарегистрировали немногим больше 50 млн посещений.

ОЛЕГ УСЕНКО, директор кинотеатра «Плаза Синема», считает, что горожане вернулись в кино, когда в залах обновили техническую базу: «В начале 90-х люди забились в свои квартиры, стали смотреть дешевые подделки. Сначала на простых видеомагнитофонах, потом – на домашних кинотеатрах. В 2000-е все изменилось: появилось что-то большее – суперкачественное звучание, огромный экран».

ИРИНА КРАНК, директор кинотеатра «Буревестник», в возвращении зрителей в кинозалы видит еще и психологические аспекты: «Потребность выйти в люди, отвлечься от привычного быта и проблем, быть сопричастным эмоциям многих людей – все это в тысячу раз увеличивает эффект восприятия. Это настоящий качественный отдых. Человек готов платить за удовольствие, за эмоции». По словам г-на Березина, у кинотеатров есть основания для оптимизма. Кассовые сборы в стране за 2005 г. выросли на 39%, а посещаемость – на 20%.

По оценкам экспертов, у Ростова пока есть потенциал для простого количественного роста: на 50 тыс. жителей в городе-миллионнике должен приходиться один средний кинотеатр на 400 мест. В Ростове этот показатель пока составляет 156 мест. ВАДИМ КАРАВАЕВ, заместитель генерального директора ООО «Вавилон», приводит еще более обнадеживающие цифры: «В Европе в среднем на 10 тыс. человек приходится один экран, а у нас в Ростове – с натяжкой один на 100 тыс. человек».

Ирина Кранк уверена: «Наш рынок на сегодняшний день не охвачен в должной мере. Он будет развиваться. Ростов – город киношников. Он часто возглавляет топы по сборам и всегда попадает в первую десятку. А с ростом числа кинотеатров увеличится и число зрителей, и количество посещений. Ведь многих людей от похода в кино удерживает удаленность кинотеатров, недостаточный выбор репертуара и форматов. В перспективе в каждом рай­оне появится свой кинотеатр».

Кинотеатры расширяют сферу деятельности

По мнению экспертов, сегодня кинотеатрам в Ростове приходится конкурировать не столько между собой, сколько с другими видами качественного отдыха. Значительную часть потенциальных клиентов оттягивают кафе и рестораны, дискотеки и ночные клубы, катки и парки аттракционов, боулинги и бильярдные, казино и игровые клубы. АЛЛА КРАВЧЕНКО, и.о.  директора киноцентра «Киномакс-Победа», утверждает, что даже открытие восьмизального мультиплекса в Мега-центре «Горизонт» практически не отразилось на других игроках рынка кинопроката.

Участники рынка уверены, что сегодня привлечь зрителя и получить весомую прибыль только с помощью кинопоказа невозможно. КАРИНА СЕРДЮЧЕНКО, директор Дома Кино: «Людям уже мало просто приехать, посмотреть фильм и уйти. Поход в кино превращается в целое событие. Зрители хотят посидеть в кафе, поиграть в автоматы или боулинг, погулять. Нужна некая тусовка». Директор реконстру­ирующего кинотеатр «Юбилейный» ООО «Миллениум» ИГОРЬ ВОЛОВ говорит: «На одних фильмах кинотеатр сможет только держаться на плаву. Хоть двадцать кинотеатров сделайте. Поменялась культура посещения кино. Современное молодое поколение ищет, прежде всего, развлечений, а не эстетики или духовности. А взрослые не могут выделить время для похода в кино – у них семья, работа, заботы...»

Все эксперты лучшим выходом называют предоставление комплекса развлечений в одном месте. По мнению Ирины Кранк, каждый кинотеатр должен наметить в своем маркетинговом плане дополнительные виды деятельности, из которых можно извлекать прибыль. Их доля должна составлять не менее 50% от доходов кинопроката. Тогда, даже при провальном репертуаре, не будет убытков. А Игорь Волов уточняет, что поп-корном, фуд-кортами и фаст-фудами уже никого не удивишь – это стало неотъемлемой частью современных кинотеатров. Хотя даже здесь игроки находят новые решения. «Киномакс-Победа» проводит тендер по переоборудованию бара в молодежный клуб, Дом Кино открыл кафе француз­ской кухни «Амели», а «Киномакс-Дон», в свою очередь, предлагает обширную кофейную карту и десерты собственного приготовления.

Для игроков, располагающих достаточными площадями, конкурентными преимуществами становятся дополнительные развлечения. Интернет-кафе и детские площадки появятся в «Юбилейном». В «Плаза-Синема» все это уже есть, кроме этого, действуют два зала игровых автоматов и ночной клуб Choice.

И все-таки, по мнению большинства экспертов, у отдельностоящих и тем более старых реконструированных кинотеатров возможности развивать дополнительную инфраструктуру очень ограничены. Карина Сердюченко: «Сегодня наметилась общероссийская тенденция: мы идем в сторону мультиплексов, которые открываются в торгово-развлекательных центрах. Здесь масса магазинов и развлечений. Для посетителей это может стать экскурсией или целенаправленным походом, например, в магазин или «Крейзи Парк». Но если у человека есть время – почему бы и в кино не сходить».

Сегодня в Ростове в таком формате работает только один кинотеатр – «Киномакс-Дон». Его директор ЛАРИСА ВИНОКУРОВА утверждает, что ростовский мультиплекс полностью оправдывает надежды федеральной сети на стабильные доходы. Кроме того, симбиоз торговли и развлечений взаимовыгоден. Развлечения притягивают людей: только многозальный кинотеатр может привлекать до 3 тыс. человек в день. В то же время от 5 до 10% посетителей ТЦ посещают мультиплекс. Получается синергический эффект – увеличение числа клиентов в целом и отдельно для каждого оператора.

Именно на это рассчитывают и владельцы ТРЦ «Вавилон» на пр. Космонавтов, которые откроют развлекательную часть в июле этого года. Вадим Караваев говорит: «Кто-то отдыхает – покупая, а кто-то отдыхает – играя, так что в ТЦ должна быть зона развлечений. Это не только четырехзальный кинотеатр, но и каток, два боулинга, детская площадка с многоуровневым лабиринтом, интернет-кафе, большой классический ресторан, фаст-фуд на 500 человек».

В отличие от «Горизонта», где «Киномакс» арендует площади, «Вавилон» будет и собственником, и оператором развлекательной части. Это позволит, по словам Вадима Караваева, применять перекрестный дисконт между зонами развлечений, проводить общие акции, лучше управлять потоками посетителей, обеспечить им больший комфорт и безопасность. Что, естественно, увеличит приток посетителей, превратит многих в постоянных клиентов и повысит их лояльность.

Олег Усенко согласен, что количество дополнительных услуг и размер прибылей тесно взаимосвязаны. Но при этом уверен, что лучший способ для перекрестного маркетинга – культурно-досуговый центр. «Я в Краснодаре был в огромном ТРК. Там – все: от продажи автомобилей и запчастей до кино. Что происходит в этом случае? Слишком большой разброс снижает шансы, что потратить деньги решат именно на тебя. Когда человек целенаправленно идет развлекаться – он твой клиент. И не нужны этим людям ни помидоры, ни огурцы».

Зрителям предлагают специальный репертуар

По мнению экспертов, даже при обилии дополнительных источников, три четверти прибыли приносит все-таки сам кинопоказ. Вариации с репертуаром, создание особых условий просмотра – наиболее мощный инструмент маркетинга в этом бизнесе. «Кинопрокат дает сегодня огромный выбор новых фильмов. Иногда одновременно выходят несколько блокбастеров, а еще ведь есть жанровые, авторские фильмы, арт-хаус, – говорит Алла Кравченко. – Публика получает информацию из разных источников, знает, когда что выходит и хочет идти на фильм по своему вкусу».

Эксперты уверены, что именно возможность одновременно показывать несколько фильмов становится мощным конкурентным преимуществом мультиплексов. Благодаря этому, они очень быстро выходят на рынок и привлекают большое число зрителей.

По мнению Олега Усенко, даже с двумя залами можно сокращать до получаса промежутки между сеансами на один и тот же суперфильм. А можно и другой фильм предложить. Часто люди, которые идут просто в кино, а не на определенный фильм, готовы подождать полчаса и пойти на другой.

Ирина Кранк: «Больше залов – шире репертуар. А это минимизирует риски. Однозальники стеснены жесткими условиями проката, которые ставит дистрибьютор. Он часто требует эксклюзивного показа фильма не меньше одной недели и даже на второй и третьей неделе диктует количество сеансов, вечерних в том числе. А многозальник может фильм, который не делает ожидаемых сборов, перевести в меньший зал. Возможность лавировать – их главное преимущество. Однозальник связан по рукам и ногам».

Однако игроки уверены, что каждый может найти свой выход. По мнению Олега Усенко, преимущество монозального кинотеатра с большим количеством мест – охват большего количества посетителей на какой-то премьерный блокбастер. Алла Кравченко делится наблюдениями, что мультиплекс посещают люди более взрослые – старше 35, более состоятельные: «Они приезжают на машинах, многие с детьми, для которых есть специальный кинозал, бродят по магазинам, бутикам».

Поэтому руководство «Киномакс-Победа» ориентируется на молодежную ауди-торию: рядом много вузов, школ и парк им. Горького – традиционное место прогулок и отдыха молодежи. «Большинство наших специальных акций мы проводим для нашей аудитории – День выпускников, студенческий понедельник. И в соответ­ствии с нашей «специализацией» фильмы выбираем»,– поясняет Алла Кравченко.

Карина Сердюченко считает, что небольшой и уютный зал способен привлечь своего клиента: «Многие привыкли к нашей камерности. Я сама была на премьере в самом большом кинотеатре в России – в «Пушкинском». Меня просто давит эта масса из нескольких тысяч зрителей, эти размеры. Не каждый человек это вынесет. Это мое субъективное ощущение. Но таких, как я, немало».

Олег Усенко: «Есть люди, стремящиеся дистанцироваться от толпы. Им не нравится, что рядом едят поп-корн, они ценят свой статус. Специально для них мы открыли VIP-зал, где зрители смогут отведать какие-то яства, вольготно и удобно посидеть на диванах; их будут обслуживать официанты. Всего порядка 45-47 мест. Я уверен, что из общего количества желающих смотреть фильмы найдется 50 человек, готовых платить за повышенный комфорт».

Карина Сердюченко делает акцент на создании особого репертуара, способного привлечь узкую, но постоянную аудиторию: «Мы когда-то заняли нишу интеллектуального кино и ее придерживаемся. У нас создан дух клубности, некой элитарности. Это идет еще из советских времен, когда в Доме Кино проходили киноклубы, закрытые просмотры, показывали документальные фильмы. Сегодня это называется «кино не для всех». Сюда было очень сложно попасть».

С Домом Кино эту нишу делит «Буревестник», причем демонстрирует исключительно интеллектуальное и альтернативное кино. Ирина Кранк: «Чтобы человек приехал из любого конца города, кинотеатру нужно предложить что-то такое, что выделит его из ряда других. Многие из фильмов наших проектов «Другая сторона кино», «Артерия», «Обнаженное кино» вы не увидите больше нигде. Их даже на CD и DVD сложно найти».

Кинотеатры идут в спальные районы

Руководители центральных кинотеатров пока чувствуют себя уверенно, именно благодаря специализации и, по словам Карины Сердюченко, менталитету ростовчан, которые традиционно в выходные «едут в город». Их спасают и приезжие, гуляющие по историческим и торговым местам. Алла Кравченко уверена, что даже при насыщенности центра кинотеатрами здесь еще есть перспективы: «Я помню времена, когда напротив «Победы» были «Родина», «Комсомолец», чуть дальше по Садовой – «Ростов», на Комсомольской площади – «Юность», а «Прибой» – на Набережной! Я считаю, что эти места не заменят никакие новые ТРЦ, ведь здесь гуляют толпы, сюда приезжали и будут приезжать со всего города».

А Олег Усенко, наоборот, убежден, что очень перспективно открывать кинотеатры в спальных районах: «Сейчас ко мне едут отовсюду. Конечно, Александровку или Чкаловский от нас отсекает центр. А с Северным и Военведом налажено хорошее транспортное сообщение, поэтому жители этих районов к нам ездят. В любом случае, 350 тыс. жителей живет на Западном, и их хватит надолго, даже если откроются еще кинотеатры в ТРЦ».

Спокоен за свой будущий кинотеатр в ТРЦ «Вавилон» и Вадим Караваев: «У нас очень оптимистичный план – Северный жилой массив и почти 300 тыс. его жителей. «Горизонт», «Ростов», «Киномакс-Победа» далеко, а мы рядом. Даже заполняемость на 20-30%, предусмотренная бизнес-планом, позволяет нам рассчитывать на приличные прибыли».

По мнению Аллы Кравченко, дальнейшее развитие кинотеатров без четко продуманной концепции и маркетинга будет невозможным: «Сейчас в этом бизнесе преобладает стремление просто застолбить участки, занять новые, неохваченные территории. Так продолжится еще год-два, но потом проекты, начатые без серьезных исследований, без расчетов, без четкого определения своей ниши и аудитории, будут провальными».

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.