Каким быть ростовским платным парковкам?
На вопросы «Делового квартала» ответил Алексей Бердников, генеральный директор краснодарской компании «Городские парковки» - вероятного инвестора строительства платных парковок в Ростове-на-Дону.
- Какую сумму вкладывает в проект инвестор?
- Это будет определено на конкурсе.
- Насколько инвесторам выгодно участвовать в этом проекте?
- Было бы невыгодно, так в проект не заходили бы .
- Сейчас в Екатеринбурге «паркоматы» опечатывает налоговая служба, потому что они в нарушение закона о контрольно-кассовых аппаратах не выдают чеки. В Ростове эта ситуация может повториться?
- В Екатеринбурге стоят аппараты, купленные в Белгороде. У нас – собственное производство. Я знаю, что в Екатеринбурге работает муниципальная компания, отстаивающая свои интересы. Подобные ситуации бывали и в других городах, и компании, владеющие парковками, их выигрывали.
- Человек припарковал машину и не заплатил. Как быть со штрафами? Разве частная компания имеет право их брать?
- Бюджет забирает сто процентов штрафа. Проезжает машина, фиксирует: машина нарушает правила благоустройства в части парковки. Автоматически формируется протокол и отправляется уполномоченному органу. Тот по номеру определяет, не принадлежит ли машина инвалиду, спецслужбам и так далее. Если выясняется, что машина нарушила правила парковки, протокол отправляется в ГИБДД. Все это делается в автоматическом режиме. Потом документ передается в административную комиссию. Владельцу отправляется повестка. Далее – по обычной схеме.
- Есть ли какие-нибудь привилегии у местных жителей? К примеру, я всегда оставлял машину у дома, а на этом месте сделали платную парковку.
- Эти вопросы решает муниципалитет. В Москве так и сделали. В Краснодаре – нет. Каждый город решает по-своему: давать ли льготы инвалидам, участникам войны, разрешать ли бесплатную ночную парковку и так далее. Вам в Ростове еще предстоит принять решения о тарифах и льготах.
- Насколько этот проект, по опыту других городов, решает ту задачу, которая перед ним ставится: разгрузить центр города?
- Стопроцентно решает. Для больших городов это – единственный способ избавиться от пробок. Только деньгами можно отпугнуть автолюбителей.
- Вы сейчас, похоже, говорите как руководитель компании "Городских парковок", а не как автомобилист.
- Говорю как автомобилист. Я долго был на госслужбе, руководил транспортом Сочи, края. И сам долго за рулем. Могу сказать, что эта мера неэффективна в малых городах. Вот там можно говорить о том, что кто-то просто хочет обогатиться за счет населения. А когда идет речь о таком городе, как Ростов, то им просто не уйти от этого решения. Куда деваться? Город застроен по старым нормам. Мы же не будем дома рушить, чтобы парковки строить. К тому же многие здания имеют архитектурную ценность. Это в новых районах можно все заранее продумать.
- И то не всегда продумывают.
- Сегодня жизнь такова, что каждый третий имеет автомобиль. Многие семьи имеют не одну машину. Все мы приезжаем к месту работы или учебы.
- Еще в «миллионники» приезжает много иногородних…
- Да, это центры притяжения. А когда много человек претендует на одно место, то возникает хаос на дороге: возникают пробки, машины ставят в два-три ряда, заезжают на бордюры, газоны. Единственный выход: плата. За дороги, за въезд в центр, за парковку… В Сингапуре, например, ввели годовой налог на автомобиль в размере стоимости машины. В Лондоне нельзя бесплатно въехать в центр. В Риме, Париже, Москве сейчас нет того хаоса на дорогах, какой был раньше. Почему? Ввели платную парковку.
- А где взять площади под парковки? Сужать тротуары, газоны?
- В Краснодаре приняли решение: на месте снесенных старых зданий приоритет отдается парковкам. Где есть возможность – строить за счет газонов. Где-то можно сузить тротуар. В Краснодаре часть расходов по благоустройству берет на себя инвестор, часть – муниципалитет. За полтора года в Краснодаре появилось около пятнадцати тысяч машиномест за счет «карманов».
- Вы подсчитывали, как увеличивается скорость после внедрения платных парковок?
- Стало настолько свободно, что на некоторых улицах правую полосу отдали общественному транспорту.
- Что-то плохо верится, что по ней не ездят «частники».
- Установлены камеры. Если выезжаешь из двора, то один квартал можешь по этой полосе проехать, за два – штраф. А скорость автобусов на этих участках увеличилась вдвое. «Автобусники» говорят, что за год выручка увеличилась на 17 процентов за счет автолюбителей, пересевших со своей машины на общественный транспорт.