Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Иностранцы начали наступление на ростовский рынок гуманитарных бизнес-услуг

эксперты Виктория Арсеньева генеральный директор агентства персонала «БИЗНЕС СФЕРА» Родион Беспалов директор департамента бизнес-образования консалтингового агентства «Умник» Александр Ващенко дир

Одной из основных тенденций уходящего года на ростовском рынке гуманитарных b2b-услуг* стало наступление крупных федеральных и транснациональных компаний. Одной из главных трудностей при выходе в Ростов для них стал дефицит квалифицированных местных кадров, способных соответствовать их корпоративным стандартам и уровню квалификации.
эксперты
Виктория Арсеньева
генеральный директор агентства персонала «БИЗНЕС СФЕРА»
Родион Беспалов
директор департамента бизнес-образования консалтингового агентства «Умник»
Александр Ващенко
директор представительства по ЮФО компании «Марчмонт Кэпитал Партнерс» Виталий Воронин
директор ростовского представительства компании Kelly Services
Николай Димитриади
учредитель компании «Тренинг-Центр»
Алексей Мирошников
руководитель департамента международного сотрудничества MauerGroup
Мария Островская
директор «Human Factors Юг»
Олег Проскурин
председатель наблюдательного совета группы правового бизнес-консалтинга «JBI Эксперт»
Нина Фирсова
генеральный директор АКГ «Гудвилл»
Анна Чистякова
генеральный директор компании «МЭЙНСТРИМ» в Ростове-на-Дону
Ирина Швец
директор компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону
Зачем ростовские игроки гуманитарного b2b-рынка ищут московских партнеров?
С какими трудностями столкнулись в Ростове московские консультанты и рекрутеры?
Как местные фирмы будут противостоять наступлению федеральных компаний?

В2007 г. количество сетевых компаний, в том числе и с иностранным капиталом на ростовском рынке гуманитарных b2b услуг серьезно возросло. В сегменте краткосрочного образования в Ростове открыли свои представительства компании Human Factors (Великобритания) и «МЭЙНСТРИМ» (США). На рынке рекрутинга начали работать транснациональная компания Kelly Services и Ward Howell. Глобализация сферы гуманитарных услуг коснулась также рынка консалтинга: в конце года в Ростове начала свою деятельность компания «Марчмонт Капитал Партнерс». Эксперты связывают возросший интерес к региону развитием местных рынков: сетевого ритейла, промышленности, а также сферы финансов и недвижимости, которые, в основном, и становятся потребителями гуманитарных b2b-услуг.

Ростовские игроки обзаводятся федеральными партнерами

Интерес федеральных и транснациональных компаний к ЮФО и Ростову связан с развитием и ростом экономики в регионе, а также — с массовой экспансией крупных федеральных и иностранных игроков из самых различных сфер бизнеса. Директор компании «Human Factors Юг» МАРИЯ ОСТРОВСКАЯ отмечает: «Региональный клиент уже не хочет ехать в Москву, а испытывает потребность получать сервис на местах, но без потери качества». «Ростовская область обладает выгодным географическим положением, имеет развитую транспортную инфраструктуру, стабильную социально-политическую ситуацию, — объясняет директор представительства по ЮФО компании «Марчмонт Кэпитал Партнерс» АЛЕКСАНДР ВАЩЕНКО, — А это создает необходимые, с нашей точки зрения, предпосылки для успешного привлечения инвестиций. Приход на ростовский рынок таких крупных мировых корпораций, как Metro, Ikea, Castorama, Media Markt, Auchan и многих других является этому ярким подтверждением».

Генеральный директор компании «МЭЙНСТРИМ» в Ростове-на-Дону АННА ЧИСТЯКОВА рассказывает, что «МЭЙНСТРИМ» начал присматриваться к Южному округу несколько лет назад: «Однако только сейчас нам показалось, что интенсивность бизнеса столь высока, что запросы на обучение персонала становятся в данном регионе массовыми».

Эксперты отмечают, что в числе пришедших на местный рынок федеральных и иностранных компаний преобладают рекрутинговые. «Это объясняется спецификой данного бизнеса, — говорит председатель наблюдательного совета группы правового бизнес-консалтинга «JBI Эксперт» ОЛЕГ ПРОСКУРИН. — Все филиалы объединены общефедеральной базой данных кандидатов и компаний. В консалтинге необходимости в какой-то единой базе пока нет. Поэтому большинство запросов рынка удовлетворяется местными компаниями». Директор компании Avanta Personnel в Ростове-на-Дону ирина швец так же отмечает, что глобализация в сфере рекрутинговых услуг — необходимое условие для работы с крупными заказчиками. «Компаниям, работающим без партнеров в других регионах, развивать свой бизнес, спектр дополнительных услуг и сервисов крайне сложно. Необходима поддержка сильного партнера и технологии, без которых вести серьезный бизнес не возможно», — заявляет она.

Именно поэтому многие местные компании, работающие на рынке гуманитарных b2b-услуг, начали активно завязывать партнерские отношения с крупными федеральными и иностранными компаниями. К примеру, так поступили владельцы группы MauerGroup и Nexia International. «Наши консалтинговые компании сегодня выходят на зарубежные рынки, для поиска сильного иностранного партнера, для представления его интересов на юге России, — рассказывает руководитель департамента международного сотрудничества MauerGroup АЛЕКСЕЙ МИРОШНИКОВ. — Например, MauerGroup, взявшись за развитие внешнеэкономического направления и обслуживание иностранных клиентов, приходящих в Россию, стал искать международную сеть, которая могла бы стать партнером компании. Можно, конечно, выходить на торгово-промышленные палаты, всевозможные объединения в Европе и других странах, но наиболее эффективным способом мы посчитали сотрудничество с иностранными коллегами». По его словам, такое партнерство повышает конкурентоспособность местного игрока и задает европейские стандарты ведения бизнеса. В итоге, отечественные и зарубежные клиенты, которые привыкли к определенному качеству обслуживания, уверены, что получат здесь такой же уровень сервиса.

Ряд консалтинговых компаний, таких как «Гудвилл», «БизнесКонсалт» и «Денисов-Аудит» тоже нашли более крупных партнеров в столице. «Мы стали партнерами компании RSM International в апреле этого года, — говорит генеральный директор АКГ «Гудвилл» НИНА ФИРСОВА. — Компания создавала сеть из лидеров региональных рынков через своего партнера в Москве. В итоге мы, продолжая вести свой собственный бизнес, пользуемся наработанными технологиями и опытом своих западных партнеров. В свою очередь, компания-партнер реализует свои проекты в регионе, не вкладывая средства в зарплаты, аренду офисов и т. п. — в то, что требует дополнительных затрат при выходе на местный рынок». По словам Нины Фирсовой, одно из преимуществ партнерства с известной международной компаний — возможность привлекать более крупных клиентов, которые привыкли работать с «брендовыми компаниями».

Варяги столкнулись в Ростове с кадровым дефицитом и непрозрачностью бизнеса клиентов

Компании, которые предпочитают не искать партнеров на местах, а самостоятельно выходить в регионы, открывая представительства и региональные офисы, столкнулись в Ростове с рядом трудностей. По признанию многих представителей иногородних и иностранных компаний, одной из основных проблем, с которой они столкнулись на первых порах после прихода на местный рынок, стала нехватка профессиональных кадров в сфере гуманитарных b2b услуг. Учредитель компании «Тренинг-Центр» николай димитриади связывает это с тем, что западным компаниям с их серьезными внутренними стандартами очень сложно найти как тренеров, так и консультантов, способных на должном уровне оказывать свои услуги. «Понятно, что своих тренеров и консультантов иностранные компании сюда везти не готовы. Они ищут кадры среди ростовских специалистов. Но тут возникают серьезные проблемы, поскольку в Ростове трудно найти специалиста в этой области, с опытом работы в бизнесе, да еще полученным в западной компании», — считает он.

С мнением г-на Димитриади согласна и Мария Островская: «Качественные услуги способны оказывать те, кто знают на практике то, что они преподают. На Западе, чтобы стать профессиональным тренером, специалист должен обучаться более 10 лет, стажироваться вместе с опытными специалистами еще 5 лет и только потом он может заниматься собственной практикой. Поэтому там средний возраст профессиональных тренеров — от 35 лет». Подобная кадровая проблема существует и на рынке рекрутинга. «Мы предъявляем высокие требования к кандидатам на должности в нашей компании, — директор ростовского представительства компании Kelly Services виталий воронин. Есть четкие инструкции, соблюдение которых сужает круг претендентов. К сожалению, из-за того, что многие местные рекрутинговые компании имеют более низкие критерии и стандарты работы, на рынке мало специалистов, готовых работать по нашим технологиям и быстро адаптироваться в компании». По словам экспертов, единственным выходом для иногородних компаний в условиях острого дефицита кадров становится внутрикорпоративное обучение сотрудников, в том числе — в собственных образовательных центрах.

Директор департамента бизнес-образования консалтингового агентства «Умник» РОДИОН БЕСПАЛОВ также предполагает, что одним из факторов, тормозящих активное увеличение своей доли рынка иногородними и иностранными компаний стало то, что многие местные потенциальные клиенты не хотят тратить серьезные средства на услуги, которые небольшие ростовские фирмы могут предоставить в несколько раз дешевле. А в некоторых случаях донские бизнесмены оказывались просто не готовы к западным стандартам оказания услуг, которые принесли с собой новые игроки. По словам Александра Ващенко, основной проблемой «Марчмонт Кэпитал Партнерс» в нашем регионе стала неподготовленность большинства местных компаний к инвестиционной деятельности: «Связано это с недостаточной прозрачностью и слабой структурированностью претендующих на инвестиции местных коммерческих структур».

Местные игроки рынка утверждают, что приход иностранцев и федералов пока существенно не сказался на распределении сил, поскольку рынок еще не достаточно насыщен. Однако некоторые изменения на нем все же произошли. «Если говорить о бизнес-образовании, то с этого рынка постепенно исчезают фрилансеры, — отмечает Мария Островская. — При том что порог вхождения на рынок остается невысоким, уже немногие местные компании берут с улицы недорогого начинающего психолога. Становится все сложнее работать в этой сфере тем, кто знаком с этой деятельностью лишь в теории».

Рынок ожидают новые слияния игроков

Эксперты отмечают, что приток столичных и иностранных игроков уже сейчас приводит к общему росту качества услуг на рынке, в том числе и со стороны местных фирм. «Предложение становится все более цивилизованным, как у местных игроков, так и у столичных. Разница лишь в том, что у федеральных и иностранных компаний имеется больше ресурсов и больше возможностей», — делится наблюдениями Мария Островская.

Нина Фирсова считает, что приход иногородних компаний заставляет мобилизоваться многие рынки, в том числе и гуманитарные. «Крупные московские и зарубежные компании приносят на рынок наработанные технологии и стандарты. Это мощное конкурентное преимущество. Но конкуренция заставляет местные компании, стремящиеся, как минимум, не терять своих позиций, более ускоренно учиться и заниматься саморазвитием, искать сильных западных партнеров с раскрученными брендами». Сегодня примерами такого сотрудничества являются, в основном, аудиторско-консалтинговые компании MauerGroup, «Гудвилл», «БизнесКонсалт» и «Денисов-Аудит».

По прогнозам Анны Чистяковой, рынок гуманитарных b2b услуг будет продолжать расти, поскольку потенциал экономического роста в регионе не исчерпан. В ближайшие годы эксперты ожидают прихода на донской рынок гуманитарных бизнес-услуг еще нескольких компаний. «Рынок будет приближаться к западным методикам и формам обучения с учетом локальных особенностей бизнеса в каждом конкретном регионе, — замечает г-жа Чистякова. — Это связано в том числе и с тем, что большое количество задач и проблем, которые стоят перед местным бизнесом, уже пройдены западными компаниями или никогда не будут актуальными». По словам экспертов, необходимость адаптации современных западных технологий к региональному бизнесу связана с целым рядом важных факторов: уровнем коррупции, особенностями взаимоотношений бизнеса и властей, традициями и масштабами регионального бизнеса. Свою роль также играет относительная молодость экономики, часто используемые серые схемы налогообложения, большая значимость личных связей в ведении дел. Например, на Западе трудно представить, чтобы тренинги по так называемому «откатингу», разработанные ростовскими тренерами и столь популярные в столице, могли бы пользоваться таким же успехом.

Мария Островская приводит данные аналитиков, согласно которым в регионах прогнозируется ежегодный рост рынка бизнес-образования на уровне 40-50%. И с дальнейшим приходом крупных игроков на рынок многие местные небольшие компании будут вытеснены. Г-жа Островская полагает, что в результате глобализации с ростовского рынка могут уйти 80% локальных компаний, которые не смогут развиваться из-за отсутствия ресурсов и инфраструктуры. «Останутся те 20%, которые отыщут для себя нишу: например, исключительно открытые тренинги для частных лиц (как это делает компания «Классный Час») или узкая специализация», — добавляет она.

Генеральный директор агентства персонала «БИЗНЕС СФЕРА» ВИКТОРИЯ АРСЕНЬЕВА полагает, что первыми с рынка массово начнут уходить фирмы-однодневки: «Компании, которые живут только ради сиюминутной выгоды на рынках рекрутмента, консалтинга и бизнес-образования, и не задумываются о своей репутации, качестве работы и соответственно своем будущем, будут вынуждены уйти с рынка». Пока же, как отмечает Виталий Воронин, многие местные компании пытаются развиваться, не имея зачастую даже стратегии своего развития и каких-либо документально зафиксированных стандартов качества.

Эксперты сошлись во мнении, что усиление экспансии столичных и международных игроков, а также возрастающие запросы крупных потенциальных клиентов заставят многих ростовских консалтеров, рекрутеров и тренеров всерьез задуматься об объединении. «Местные игроки смогут противостоять иностранцам и москвичам, укрупняя свои структуры за счет создания ассоциаций и сообществ, — считает Родион Беспалов. — Вполне возможно, что они разработают общие стандарты, принципы, декларации, чтобы сделать рынок более цивилизованным и прозрачным. Пока же все попытки оказывались тщетными. Этому препятствует то, что многие игроки сейчас закрыты и не готовы к открытой работе с ведением четкой ценовой политики». Такого же мнения придерживается и Олег Проскурин, который полагает, что рынок ждет дальнейшее укрупнение компаний за счет организации альянсов и дружественных слияний, как местных игроков с иностранными, так и между собой: «В консалтинге предвидится объединение узких специалистов — компаний в одном близком направлении, например, в рамках управленческого консалтинга».

Виктория Арсеньева уверена, что местные лидеры рынка рекрутинга, которые уже выступают в качестве представителей тех или иных региональных сетей, могут предоставлять клиенту услугу с территорией покрытия на всю РФ, что позволит на равных с интервентами вести бизнес. «Одно из преимуществ местных компаний-лидеров — знание специфики регионального рынка труда, социальные связи, технологичность и высокое качество работы. Для компаний, которые не входят в какие-либо объединения, также есть выход — отраслевые специализации», — добавляет она. С г-жой Арсеньевой согласен и Родион Беспалов: «В конкурентной борьбе ростовским компаниям поможет знание конъюнктуры рынка, а также наличие определенного рода связей, налаженных контактов с властями, знакомства с руководителями крупных и средних компаний».

Самое читаемое
  • Вице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окнаВице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окна
  • Чайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Совладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротомСовладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротом
  • Оборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отрасляхОборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отраслях
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.