Фактор стабильности
В прошлом году Промсвязьбанк «диагностировал» повышенный интерес предприятий всех сегментов бизнеса к факторингу.
Летом банк усилил направление, выделив его в специализированную компанию «Промсвязьфакторинг». Каких результатов удалось достичь за полгода работы и как за это время изменилась ситуация на рынке факторинга, рассказала Лариса Чураева, региональный директора ОО «Ростовского» ПАО «Промсвязьбанк».
Промсвязьбанк предоставляет услуги факторинга с 2002 года. По данным Ассоциации факторинговых компаний, с 2013 года банк занимает первое место среди российских факторов по обороту в сегменте МСБ. Специализированная компания «Промсвязьфакторинг» была открыта чтобы предложить компаниям малого и среднего бизнеса максимальную скорость рассмотрения заявок и выдачи факторингового финансирования, «Задача этой компании— дать рынку лучший факторинговый продукт в сегменте МСБ, где на сегодняшний день спрос все еще значительно превосходит существующие предложения», – отмечает Лариса Чураева.
13-летний опыт Промсвязьбанка и лидерские позиции на российском рынке факторинга – это мощная опора для развития специализированной компании. Неудивительно, что в июне вы делали прогнозы по наращиванию клиентской базы и объемов факторингового финансирования МСБ. Оправдались ли ожидания?
Это было верное решение: на фоне общего экономического кризиса уделить повышенное внимание факторингу, который помогает бизнесу быстро превратить дебиторскую задолженность в «живые деньги».
Сокращение ликвидности в торгово-производственных цепочках и возрастающие риски просрочек платежей по товарным кредитам – факторы, только усиливающие спрос на факторинг, который позволяет решить проблему кассовых разрывов и застраховаться от финансовых рисков. Факторинг позволяет сразу после отгрузки получать деньги, а не ждать оплаты по два месяца. Платит факторинговая компания. Кроме того, она помогает клиентам профессионально управлять дебиторской задолженностью и дисциплинировать контрагентов. В кризис это важно как никогда.
По итогам 9 месяцев 2015 года, Промсвязьбанк сохранил лидерство по факторингу в сегменте МСБ и даже упрочили свои позиции (доля в общем обороте факторов составила 37%).
Однако в целом по рынку ситуация не такая радужная. По данным Ассоциации факторинговых компаний, за три квартала 2015 года сегмент МСБ потерял 41 млрд рублей по сравнению с тремя кварталами 2014 года, что соответствует падению на 15%.
В 2015 году с рынка ушла часть игроков. Это было связано со многими факторами. Некоторым финансовым компаниям не хватило ликвидности для обслуживания факторинга.
Иными словами, компаний, предоставляющих услуги факторинга в России и так было немного, а сегодня остается еще меньше?
Дело в том, что факторинг – услуга далеко не простая для финансовой организации. Потому, несмотря на потенциально огромный спрос, предложение и число реальных сделок довольно ограничено.
В текущий момент порядка шести тысяч российских компаний используют факторинг. Это очень небольшая цифра в сравнении с общим числом предприятий, которые ведут активную экономическую деятельность. А сколько мы насчитаем компаний и банков, развивающих факторинг в сегменте МСБ? В России таких едва ли наберется больше двадцати. Потому что сложно зайти на этот рынок и затем успешно на нем работать. Тем более, сегодня, когда риски велики как никогда.
Я могу выделить несколько ключевых для фактора моментов:
-
Наличие большой ликвидности. Факторинг – капиталоемкий бизнес.
-
Опытная команда. Люди, которые отлично знают технологию: проводят экспертизу дебиторской задолженности, устанавливают лимиты и т.д. Ситуацию усложняет отсутствие единой для всего рынка базы данных о платежных дисциплинах юридических лиц. Для любого фактора эта информация на вес золота, особенно если она касается многочисленных небольших предприятий. За годы работы в факторинге Промсвязьбанк самостоятельно собрал такую базу. Ее, без преувеличения, можно считать одним из ценнейших наших активов.
-
Технологии, включая ИТ-платформу. Факторинговая услуга подразумевает сложный трехсторонний документооборот – товарные накладные и счета-фактуры, реестры денежных требований, извещения о должнике и др. Нужно учитывать каждую поставку, которая принимается на обслуживание. Это миллионы операций ежегодно. Интернет-сервис существенно упрощает и ускоряет все взаимодействия. Онлайн-факторинг можно назвать одним из главных факторов развития услуги в плане сервисной составляющей и производительности труда, а значит и эффективности бизнеса.
В Промсвязьбанке внедрена система электронного документооборота (между банком и поставщиком, а также между поставщиком, дебитором и банком) в рамках сделок по факторингу. Онлайн-платформа позволяет мгновенно получать финансирование без передачи печатных первичных документов в банк. При этом сокращаются расходы на обработку и доставку печатных копий.
Промсвязьбанк «оттачивал» технологию факторинга и совершенствовал работу команды на протяжении нескольких лет, и сегодня «Промсвязьфакторинг» имеет возможность использовать весь этот опыт. Мы нацелены на дальнейшее развитие по тем же направлениям - технологичные решения, коммуникации, обучение, инвестиции в персонал.
Говоря о технологиях, нельзя не вспомнить, что в сентябре «Промсвязьфакторинг» присоединился к электронной факторинговой площадке FactorPlat…
Все верно. Промсвязьфакторинг в числе первых начал работу с электронной площадкой FactorPlat. Платформа используется для поставщиков X5 Retail Group и делает возможным проведение точечных двусторонних сделок при договоренности отдельных участников и обеспечивает быстрое подключение сразу нескольких участников рынка к единому решению. Контроль и юридическое оформление каждой сделки реализованы через автоматическую обработку документов, что делает сервис удобным и доступным. Площадка позволяет автоматически верифицировать 100% поставок и иметь полный онлайн-контроль за операциями. Пользователи системы в любой момент могут отследить, кем и когда был отправлен и подписан документ.
Использование электронной факторинговой площадки FactorPlat позволило нам решить несколько важных задач клиента: профинансировать по схеме открытой уступки поставки продукции в X5 Retail Group, обеспечить юридическую значимость факторинговой сделки и электронную верификацию действительности денежных требований со стороны дебитора. С помощью нового сервиса мы планируем и дальше усиливать позиции Промсвязьбанка на рынке факторинга.
Безусловно, технологичность – большое преимущество фактора. Но, наверняка, в сегодняшних условиях не менее важен взвешенный подход к рискам?
Вы правы. Настройка риск-фильтров, совершенствование кредитной политики, формализация и корректировка процедур – это, кстати, еще одна ключевая задача, над которой мы работали в прошлом году и продолжим в нынешнем.
На рынке сейчас немало клиентов, привыкших к факторингу, но оставшихся без фактора. Нельзя сказать, что всё это компании с первоклассной и ликвидной дебиторской задолженностью. Разумеется, мы стараемся проактивно подходить к клиентам с факторинговой историей в других банках и компаниях, но до разумного предела.
Факторинг – это своего рода альтернатива кредиту, когда ты точно знаешь, что заказчик оплатит через несколько недель, а твоему бизнесу средства нужны уже сегодня?
Действительно, эти услуги, кредит и факторинг, часто сравнивают. Обе связаны с финансированием оборотного капитала. При этом с точки зрения кредитора факторинг – инструмент более защищенный: взамен выданных средств фактор получает право требования дебиторской задолженности, а компания-должник, как правило, является более надежной, чем сам поставщик товаров и услуг. Например, федеральные торговые сети по кредитному рейтингу значительно превосходят многих своих поставщиков и подрядчиков. Однако платить за товар они предпочитают с большой отсрочкой. Такую «благополучную» задолженность фактор и готов выкупать. В то время как ситуация с кредитованием бизнеса, особенно беззалоговым, остается довольно сложной.
Говоря о надежных дебиторах, вы упомянули торговые сети. Кого еще можно отнести к кругу ваших целевых дебиторов?
Как я уже сказали, мы имеем большой аппетит к дебиторской задолженности федеральных ретейлеров. Но не только. Есть компании, которые входят в авторитетные рейтинги – например, «Эксперт РА» или РБК. Дебиторскую задолженность большинства из этих компаний мы тоже с удовольствием приобретаем в форме факторинга.
При этом кроме «голубых фишек» нам интересны и крепкие региональные производители, с которыми мы работаем комплексно, в том числе по кредитным программам.
Для фактора, как вы уже сказали, очень важна репутация дебитора. В случае с крупными сетями и корпорациями проверить ее не составляет большой сложности. А принимаете ли вы на факторинг сделки, где обе стороны представляют малый бизнес?
Не секрет, что большинство факторов предпочитает работать исключительно с «топ-дебиторами». Однако далеко не все малые и средние предприятия продают свой товар или оказывают услуги крупным федеральным сетям и огромным корпорациям. Часто их контрагентами выступают средние региональные дистрибьюторы, небольшие производственные компании. В этом клиентском сегменте спрос все еще значительно превосходит существующее факторинговое предложение. В свою очередь, Промсвязьбанк накопил большой опыт оценки и управления рисками при работе с малым бизнесом. Эти рабочие технологии использует и «Промсвязьфакторинг».
А каков ваш прогноз в целом по рынку факторинга на 2016 год?
В 2015 году рынок факторинга сократился на 14%. В условиях падения рынка факторинга и сокращения оборотов в ритейле нам все же удалось удержать и приумножить совместный бизнес с компаниями, с которыми нас связывают долгие партнёрские отношения. Объем транзакций с ними увеличился. Кроме того, мы привлекли на обслуживание новых рыночных клиентов, которые нуждались в факторинге и соответствовали требованиям нашей актуализированной кредитной политики.
В 2016-ый год мы смотрим со сдержанным оптимизмом, для себя связывая его, прежде всего, с экспансией электронного факторинга. Коллеги по рынку, думаю, тоже предложат новые, адекватные времени решения, и объемы факторинга в России снова начнут расти. Пусть медленно, но верно.
И последний вопрос, который на деле, наверняка, волнует многих ваших клиентов. Как быстро «Промсвязьфаткоринг» принимает решение о возможности финансирования и как скоро поступают деньги? Создавая компанию, вы планировали, что time to yes (период принятия решения) составит 7 дней, time to money (поступление средств) – не больше 3 дней. Удается ли выдержать такие короткие сроки?
Мы стремимся к лучшему клиентскому предложению в сегменте малого и среднего бизнеса, в том числе и в такой важной компоненте, как скорость рассмотрения заявок и выдачи финансирования. Если клиент на всех этапах оперативно предоставляет необходимые документы, то с момента обращения до поступления денег на счет действительно проходит не больше 10 дней. Мы выдерживаем заявленные сроки.
Наши преимущества – опыт, технологии и, главное, профессионализм команды. Интернет-факторинг и колл-центр – это, безусловно, хорошо, но никто не заменит персонального менеджера, который всегда готов помочь, проконсультировать и найти решение в любой, даже самой нестандартной ситуации.