Евгений Самойлов: «Мы хотели создать театр, которого еще не было в Ростове»
Может ли театр быть успешным бизнес-проектом? О прибыли и самоокупаемости рассказал «Деловому кварталу» учредитель «Театра 18+», владелец арт-центра MAKARONKA и арт-галереи 16thLINE Евгений Самойлов.
«Театр 18+» - единственный в Ростове театр, работающий с современной пьесой. В сентябре состоялась премьера спектакля «Волшебная страна» в жанре променад. Этот проект стал лауреатом конкурса «Новый театр» и получил поддержку Фонда Михаила Прохорова.
- В одном из своих интервью вы говорили, что появлению галереи 16thLINE предшествовало коллекционирование живописи. Театр тоже вырос из увлечения или это бизнес-расчет?
- Создание театра, я бы сказал, произошло спонтанно. Ольга Калашникова – режиссер, актриса и одна из создателей театра – провела фестиваль читок современных пьес «Ростовские чтения» в нашей галерее 16thLINE. На этот фестиваль она пригласила из Москвы режиссера Юрия Муравицкого. Потом мы вместе придумали идею создания театра, предложили Юре стать его худруком. В общем, в определенное время, в определенном месте совпали многие векторы и знакомства, которые и натолкнули на эту мысль. Неожиданно театр стал увлечением и одним из моих любимых дел на сегодняшний день. Бизнес-расчетом это, конечно же, не было, поэтому материальные риски меня не волновали. В первую очередь, я думал о том, какого качества он должен быть и в каком направлении развиваться.
- У вас была уверенность, что у ростовчан есть потребность в таком театре или все-таки было опасение, что спроса не будет?
- Ставку на современность и новые формы сделал художественный руководитель «Театра 18+» Юрий Муравицкий. Я лишь поддержал его в этом. О спросе мы не задумывались, просто хотели создать театр, которого еще не было в городе, хотели работать с современной пьесой и драмой.
- У театра очень широкий жанровый диапазон: драма, комедия, даже спектакль в жанре хоррор. На что лучше всего идет зритель?
- У нас в театре нет так называемых «чистых» жанров. Если посмотреть на репертуар, то вы это сразу поймете: трэш-шапито, сказка для взрослых, метафизический ситком и так далее. Зрителям больше всего нравятся те спектакли, в которых они узнают себя или знакомых. Именно в этот момент происходит подключение к истории и человек увлекается тем, что происходит на сцене.
- У «Театра 18+» под боком Молодежный театр и драмтеатр имени М. Горького. Считаете ли вы их своими конкурентами?
- Мне все же кажется, что, во-первых, наши аудитории не часто пересекаются. К тому же, у нас небольшой камерный зал, который не сравнится с несколькими сотнями мест Молодежного и театра Горького. Во-вторых, многие актеры их этих театров заняты в наших постановках. Поэтому называть их конкурентами мы считаем неправильным, а, наоборот, благодарим коллег за эту возможность и содействие.
- Принято считать, что театр не может самоокупаться. Удалось ли вам найти формулу, по которой театр может быть экономически успешным? Как вы считаете, способен ли театр приносить серьезный доход?
- То, что такой формат театра может самоокупаться и приносить небольшую прибыль, я не сомневаюсь, но это достаточно долгий процесс. На сегодняшний день у театра нет чистой прибыли.
Формулы успеха как таковой нет, но есть определенная стратегия, которая позволит нам в будущем работать с прибылью. Во-первых, второй по важности статьей дохода (после продажи билетов) я считаю сдачу площадки, на которой находится театр, в аренду для проведения разного рода мероприятий. К тому же это корпоративные показы спектаклей. Плюс ко всему в последнем сезоне мы запустили программу специальных событий «Театр+», благодаря которой в дни, в которые не было спектаклей, мы показывали фильмы, читали пьесы и устраивали мастер-классы наших режиссеров и актеров для всех желающих. Цена билета на эти мероприятия была символической, но при этом позволяла покрывать какие-то мелкие ежедневные расходы площадки. А что касается серьезного дохода, то когда последний раз вы видели театралов в списке журнала «Forbes»?
- Во сколько в среднем обходится постановка спектакля? Как быстро эти деньги могут вернуться?
- В среднем постановка обходится в сумму до 700 тыс. рублей. Основные статьи расходов – это гонорары и логистика. Есть проекты, которые окупались в течение сезона, но есть и те, которые не окупятся никогда. Это зависит от многих факторов: в частности, от количества сыгранных спектаклей. В пятом сезоне мы играли четыре раза в неделю: для окупаемости этого, конечно же, не достаточно.
- Можете назвать самый популярный спектакль?
- По прошествии пяти сезонов фаворитом у зрителей является эротическая пьеса-эксперимент «В моей сексуальности виновата кошка» в постановке Олеси Невмержицкой. Это история любви мужчины и женщины, которые познакомились и продолжают отношения в скайпе.
- К чему стремится театр, в каком направлении он будет развиваться? Поделитесь планами на будущее.
- Нам бы хотелось, чтобы театр и арт-центр стали для жителей города популярным местом времяпровождения, для этого на ближайшее время у нас уже запланировано несколько театральных премьер.. И, конечно, будем стараться приблизиться к самоокупаемости.
Екатерина Кравченко