Елена Маркозашвили о современном HR и «маменькиных сыночках»
Когда-то «персональщиком» считались люди, которые занимались только кадровым деловым производством (КДП), известные в народе как «кадровики»
Но рынок развивался, и функционал у HR* заметно вырос и стал более значимым. На данный момент HR-директор в крупных компаниях — это правая рука босса. Он занимается мотивацией персонала, корпоративной культурой, управлением HR-процессов, KPI**, отслеживает эффективность работы персонала и т.д. Из последних тенденций в этой сфере я могу назвать диджитализацию, замеры и оцифровку всех процессов, работу в разрезе эмоционального интеллекта, добавление маркетинга в HR и разработку стратегии компании. Что касается оценки персонала и работы по компетенциям, то все процессы строятся на этом — от рекрутмента до ассессмента***.
Что касается самых популярных позиций, считаю, что неизменно — это «продажники». Это самая сложная на данный момент вакансия. С чем это связано? Думаю, с тем, что на эту позицию приходят кандидаты нового поколения. Поколение, которое все ругают. Есть разные теории, ориентировочно это люди от 14 до 28 лет. Ну а что мы хотим? Это «маменькины сыночки», которые привыкли, что им подтирают сопли, которые привыкли жить в сытости, без горя и бед и на родительские деньги. А стремиться к чему-то в этой жизни — не привыкли. Они работают ради интереса, постоянно требуя «водить» их за холёную ручку. Будто проходят новый уровень в игре.
Очень часто родители записывают их на собеседование, а иногда даже приходят с ними. И на вопросы отвечает вместе с ними и вместо них. Но мы же не ребёнка в детский сад принимаем, а взрослого человека на работу! Ещё веселее, когда молодые жены записывают своих мужей. Несерьёзно, господа, несерьёзно. В нашей сфере, кстати, очень много баек по этому поводу. По психотипу это поколение в большей мере гипертимно**** - им скучно, они тут же уходят и находят новый интерес. А ведь «продажник» должен набраться опыта, набить клиентскую базу, но они же не успевают этого сделать — они перегорают и с новым энтузиазмом идут в другие компании. И заново начинают скучать и искать новый источник интереса. Поэтому лично я предпочитаю работать со своими ровесниками, с так называемым поколением Х.
Что будет дальше? Я считаю, что «дальше» мы должны сами строить. На мой взгляд, очень важно вводить профориентацию в школах, возможно, даже в детских садах. Замерять компетенции, направлять детей в профессию, к которой они нутром стремятся. Формировать новый пул своими силами. Прививать любовь к развитию и обучению. Научить слушать себя. Так я стараюсь воспитывать своего сына.
Что касается Ростовской области, то рынок HR у нас очень сильный. Наших ведущих директоров по персоналу постоянно пытаются переманить в другие регионы. При таких компетенциях и быстром развитии донской земле ничего не страшно.
*дословно от англ. Human Resource — человеческие ресурсы.
**от англ. Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности.
***от англ. Assessment — оценка.
**** Гипертимный тип личности — личности, обладающие повышенной психической активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, инициативностью и предприимчивостью, но и легкомыслием (Свободная энциклопедия Википедия).
Елена Маркозашвили, директор ГК JOB.MARKT