Электронный кошелек для всей семьи
Клиентам Райффайзенбанка теперь доступно семейное обслуживание, что подразумевает совместный доступ ко всем продуктам банка.
Одни смогут вместе с супругами накопить на
обучение ребёнка или погасить ипотечный кредит, другие — сброситься на подарок коллеге.
Как рассказала руководитель отдела развития электронного бизнеса Райффайзенбанка
Наталия Масарская, на банковском рынке ни у кого нет подобного сервиса.
Наталия, недавно Райффайзенбанк запустил новый онлайн-сервис для обслуживания клиентов семьями. Расскажите, пожалуйста, что он собой представляет?
Мы первые на российском рынке, кто сделал что-то подобное, причем сразу в таких масштабных объёмах. Благодаря новому сервису клиент может предоставить доступ в онлайн-банке к любому своему продукту — счёту, вкладу, ипотеке, потребительскому кредиту — любому другому клиенту Райффайзенбанка. Количество людей, с которыми можно поделиться продуктом, не ограничено. Если клиент захочет, то сможет дать доступ даже сотне людей. Наш электронный сервис бесплатный, никаких комиссий за использование нет.
Как пришла идея создания семейного сервиса?
Идея не была внезапной. На Западе, в частности, во Франции, есть общие юридически узаконенные семейные счета. Такого в нашем правовом поле вообще нет. Работая над семейным сервисом, мы проводили исследования среди наших клиентов, и пришли к выводу, что примерно у 2/3 есть потребность в совместном использовании некоторых банковских продуктов, особенно это касается вкладов и ипотечных кредитов. Ипотека — история многолетняя и, как правило, семейная. Логично, что оба супруга хотят контролировать этот кредит. Аналогичная ситуация со вкладом, особенно долгосрочным, например, когда люди копят на дорогостоящее путешествие или обучение детей. Кроме того, мы изучали учёт расходов по карточным транзакциям. Так вот, сейчас на рынке не существует ни одного крупного банка из ТОП-15, который бы не предоставлял клиентам функцию отслеживания своих расходов с разбивкой по категориям, графиками и т.д. Но в реальности не более 5% используют такую возможность. Но, когда мы спрашивали клиентов, хотят ли они следить за своими расходами, оптимизировать их и структурировать, примерно 70% отвечали: «Да, мне это нужно». Мы начали выяснять, почему же они не пользуются тем инструментом отслеживания расходов, который мы им даём. Оказалось, что для семьи он практически бесполезен. В данном случае под «семьёй» я подразумеваю людей, которые живут вместе.
Почему стандартные банковские сервисы учета расходов оказались бесполезными?
Потому что, как правило, при совместном проживании расходы делятся по определённому типу. Например, один человек постоянно оплачивает заправки, рестораны, кинотеатры, а второй — гастрономы, ЖКХ и подобное. И получаются искаженные картинки ежемесячных трат, которые невозможно адекватно ни посчитать, ни оптимизировать. Наш новый сервис позволяет составлять абсолютно корректную реалистичную статистику расходов в рамках семьи. И даже если в семье больше двух человек, все равно будет реалистичная картинка.
Можно поподробнее о совместном онлайн-доступе к банковским продуктам?
В Райффайзенбанке доступ к банковским продуктам существует двух уровней. Первый — информационный, при котором другой клиент или клиенты могут просто смотреть на продукты — проверять баланс, реквизиты, лимиты, делать выписки. Второй уровень — полный доступ. В этом случае можно не только просматривать, но и совершать операции по продуктам. Например, пополнять вклад или счёт, проводить оплаты со счета, совершать частичное досрочное погашение кредита.
Какие категории клиентов проявили интерес к семейному банку?
«Открыть доступ» к своим банковским продуктам можно не только родственникам, а любому клиенту банка. Наш сервис оказался востребованным у высокодоходных клиентов и их ассистентов. Клиент открывает у нас счёт, предоставляя доступ ассистенту, который будет заниматься решением бытовых и личных вопросов. Этот сервис также используется молодежными компаниями для накопления, например, на подарок коллегам или на совместную поездку. Совместный доступ позволяет в онлайн-режиме отслеживать, кто сколько скинулся и потратил, то есть даёт полный контроль за движением общих финансов. Мы пока не оцифровывали востребованность сервиса в истории с ассистентами и большими компаниями, а в рамках именно семейного банка 60% наших клиентов хотели бы делиться с близкими, 35% уже по факту обслуживаются вместе с семьёй, а ещё 20% планируют открыть счета и карты членам своей семьи.
Что может предложить семейный банк клиентам, которые не хотят раскрывать семье
свои доходы?
Клиент полностью контролирует, какие банковские продукты, кому и в каком объёме открывать. В онлайн-режиме можно завести счёт или вклад и использовать его для ведения семейных расходов. Остальные счета, вклады и другие продукты остаются приватными, без разрешенного владельцем доступа их никто не увидит. Таким образом, можно иметь, например, два счёта — один с доступом для семьи, другой — личный, о котором будет знать только сам клиент и банк.
Современное подрастающее поколение «живёт» в своих смартфонах, и в сентябре Райффайзенбанк заявил о запуске особого продукта – детского приложения. Сколько детей и какого возраста уже пользуются таким мобильным банком?
Для начала отмечу, что детское банковское приложение есть только в Райффайзенбанке. Оно учит структурировать свои желания, работать с расходами и накоплениями. Его может скачать на свой смартфон абсолютно любой ребенок. Если клиент Райффайзенбанка открыл для дочери или сына карту в нашем банке, это реально сделать для детей от 6 лет, ее можно привязать к приложению. Родительскую зону во взрослом интернет-банке возможно связать с детской, чтобы контролировать расходы ребёнка. Таким образом, мы постарались на данном этапе решить вопрос обучения детей финансовой грамотности. Детские продукты мы разрабатывали с привлечением известного детского психолога Ларисы Сурковой, которая входит в ТОП-5 детских психологов России. В частности, она помогала составлять рекомендации родителям, как правильно обучить детей взаимодействию с финансами. На текущий момент из наших юных клиентов 52% – мальчики, 48% – девочки. Детям до 14 лет оформили 70% от общего числа карт, подросткам 14-18 лет – 30%. Больше используется приложение для платформы Андроид. На первом месте по популярности желаний детей - iPhone, следом идут компьютерные игры, велосипед, гироскутер и планшет.
Чтобы помочь юным клиентам освоить банковские инструменты – мобильное приложение и пластиковую карту, Райффайзенбанк создал отдельную детскую горячую линию. Как часто дети звонят на нее с вопросами?
Дети довольно часто звонят на горячую линию, делают это с удовольствием, не стесняются. С ними работают специально подготовленные специалисты. То, что мы уже сделали в части семейного банка – детские карта и приложение, сервис для совместного доступа к банковским продуктам - это намного больше, чем есть у какого-либо другого банка. Конечно, на достигнутом мы не останавливаемся и продолжим развивать как детский банкинг, так и электронное семейное обслуживание.