Двигатель рынка - оптимизм
Ростовский авторынок еще не достиг докризисных показателей, однако темпы его роста в 2011 г. превысили даже самые оптимистичные прогнозы.
Аналитики заявляют, что уже к 2013 г. объемы продаж достигнут отметки 2008 г. Однако лишь при условии, что общеэкономическая ситуация после президентских выборов останется стабильной.
По данным «Автостата», практически все крупнейшие автодилеры в России постепенно возвращаются на докризисный уровень продаж. Среди них наибольший рост по итогам 2011 г. показали региональные дилеры — они прибавили в среднем 50 70% выручки при росте всего рынка на 30%. В 2011 г. в Ростовской области было продано 49 540 новых автомобилей. При этом, по данным аналитического центра «АльфаСтрахование», в регионе на 1 000 человек приходится 236 автомобилей. Эта цифра соответствует среднему показателю по России — 249 легковых автомобилей на 1 тыс. чел.
Осталось преодолеть 28%
Однако цифры говорят, что рынок еще не вышел на докризисный уровень. По словам Елены Кикоть, директора по маркетингу и рекламе компании «ААА Моторс», в 2011 г. продано чуть более 40,5 тыс. автомобилей против 43,5 тыс. в 2008 г. ВЛАДИМИР МАХАНЬКО, директор «Модус Авто», подтверждает, что 2011 г. не дошел до 2008 г. на 28%. Однако, все дилеры сходятся во мнении, что у автомобильного рынка есть все перспективы уже в ближайшие два года добиться нужного объема продаж. «Если ничего глобального после президентских выборов не случится, например, не будет введен гигантский транспортный налог, и ситуация в регионе и стране в целом останется стабильной, достичь докризисных показателей можно будет уже к 2013 г.», — отмечает ЕКАТЕРИНА РАЗДОРСКАЯ, директор дилерского автоцентра «Дон Моторс плюс».
В целом продажи на рынке в 2011 г. выросли примерно на 30%, отмечают аналитики. Но большую часть этого роста обеспечили продажи массовых брендов. «Автомобильный рынок 2011 года в целом оправдал наши ожидания, — говорит АЛЕКСАНДР КОНИЧЕНКО, генеральный директор ГК «Гедон». — Как и планировали, мы продали более 10 000 автомобилей за год с ростом более 30%. Темпы роста в 2012 году мы снижать не планируем».
«Программа утилизации внесла существенный вклад в восстановление рынка, особенно в бюджетном ценовом сегменте, — отмечает ЕЛЕНА КИКОТЬ. — Только за 2011 г. было продано порядка 600 тыс. авто по данной программе. Но административное регулирование рынка — это, скорее, антикризисная мера, чем нормальная практика». Владимир Маханько подтверждает, что средний рост составил 30 35%, но объем продаж в премиум сегменте увеличился только на 9%.
Другим фактором, сыгравшим на руку автодилерам, стало оживление кредитования. Так, до кризиса количество иномарок, купленных в кредит, составляло 40% от общего числа продаж. В кризис этот показатель упал до 15%. Сейчас он, по разным оценкам, достигает 30 40%.
— Нет таких банковских программ автокредитования, которые либо работают, либо нет, — объясняет Владимир Маханько. — Как показало развитие ситуации с продажами в 2008 году, все зависит от процента подтверждения банка: если процент одобрения — 80 85%, то машину покупают, если как в кризис — 15 20%, то не покупают.
Именно поэтому масс бренды, которые, в основном, покупаются в кредит, могут сильно падать и так же сильно возрастать в объеме продаж.
На нет и машин нет
Остается болезненным для российского автомобильного рынка «вопрос квот» — ограничения объема поставок автомобилей в нашу страну иностранными производителями. Причина дефицита — в системе долгосрочного планирования продаж мировых автоконцернов. Они осторожно выводят на рынок новые бренды и модели, опасаясь перегрузки и зондируя экономическую ситуацию. Но российский авторынок настолько быстро растет, что становится непредсказуемым. Даже если производство размещено на территории России, планы поставок машин отечественным дилерам все равно не удовлетворяют спрос. Во многих салонах донской столицы очереди на особенно популярные марки растягиваются на шесть восемь месяцев.
— Мы извлекли урок из 2010 года, когда наши партнеры поддержали осторожную политику, не поверив в быстрые темпы восстановления экономики в нашей стране, — делится опытом Александр Кониченко. — Вследствие чего возник дефицит автомобилей. Поэтому на 2012 год мы изначально запланировали существенный рост своих продаж и постарались максимально обезопасить себя от возможного недостатка автомобилей.
АНДРЕЙ КЮРЧЕВ, директор ООО «ФормулаА», анализирует ситуацию с продажами Audi в регионе: «За последний год «Ауди Центр Ростов» продал машин на 21% больше, чем в 2010 г., но эта цифра могла быть намного больше: помешали проблемы с доступностью автомобилей. По его словам, про наличие машин в салоне даже и говорить не приходится, но даже «на заказ» машину было сложно приобрести. Сроки ожидания растягивались более чем на полгода. Терпение же клиентов иссякало уже на первых двух месяцах».
— Бывает, что спрос превышает предложение, — подтверждает непростую ситуацию с квотами ВЯЧЕСЛАВ КАМЫШНЫЙ, генеральный директор ГК «Артекс». Мы на это обратили внимание, когда выводили на рынок KIA Sportage. Но ярче это выявилось с выводом на рынок KIA Rio. Мы испытывали реальный дефицит автомобилей, несмотря на то, что завод по производству автомобилей находится в Питере, но квота на Россию была невысокая. На сегодняшний день удалось стабилизировать ситуацию с дефицитом с KIA Rio. Мы вошли в проект стратегических дилеров KIA в России, куда вошли всего четыре компании нашей страны, и получили сверхдостаточные квоты, чтобы решить эту проблему.
Цены на авто не упадут
Вступление России в ВТО летом этого года вызывает массу противоречивых мнений. Производители с/х техники говорят о провале российского производства, которое не выдержит конкуренции с западным качеством при сопоставимых ценах. Фермеры отмечают выгоды свободного экспорта. Однако автодилеры заявляют, что особых изменений не предвидится. «Дело в том, что правительство взяло долгосрочный курс на развитие производства иномарок в РФ, — объясняет Елена Кикоть. — Вероятнее всего, власти сделают все, чтобы конкуренция в России не увеличивалась за счет снижения цены импортируемых автомобилей».
Ряд аналитиков действительно прогнозировал некоторое удешевление импортных автомобилей. Так, к примеру, считает директор Ростовского филиала Финансовой группы «БКС» АНДРЕЙ СМУРЫГИН. Правда, это прогноз не ближайшей перспективы. Дело в том, что наша страна вступает в ВТО на льготных условиях: большинство льгот для импортеров начнет действовать только через 3 5 лет. В частности, пошлины на иномарки, произведенные за пределами РФ, не будут меняться до 2017 г. Поэтому и игроки авторынка с уверенностью заявляют, что цены на автомобили останутся прежними.
Более того, иномарка, собранная на территории России, и иномарка, привезенная из за границы, будет стоить одинаково. АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ, генеральный директор «Ника моторс Юг», приводит пример: «Возьмем Toyota Camry питерской сборки и такую же японской поставки. Цена у них одинаковая. Вопрос: а почему? Ответ: а почему два одинаковых автомобиля должны стоить по разному?» То есть вывод следующий: локальное производство или размер пошлины никак не повлияют на конечную цену продукта, потому что цена в автомобильном бизнесе — это исключительно маркетинговый инструмент.
Владимир Маханько, директор «Модус Авто» объясняет, что цена в автомобильном бизнесе берется из покупательной способности граждан, емкости рынка, но никак не из себестоимости продукта: «От себестоимости зависит лишь больше зарабатывает дилер или меньше».
Рынок прирастает оптимизмом
В этом году ростовские компании получили дилерские права на целый ряд брендов: «ААА Моторс» пополнился маркой Renault, ГК «Артекс» — Mitsubishi. Появился новый дилер Lexus — «Ника Моторс Юг».
«По некоторым брендам произошло перераспределение доли рынка, связанное с открытием новых дилерских центров, — комментирует Елена Кикоть. — Volkswagen «ААА Моторс», например, по итогам 2011 года увеличил свою долю до 47%. В тройке дилеров марки наш центр Ford «ААА Моторс» занял долю в 43%. В 2012 г. также ожидается перераспределение по маркам Hyundai и Renault за счет открывшихся ДЦ «ААА Моторс».
Почти все игроки авторынка намерены и в будущем расширять свои брендовые портфели. Так, например, «Модус—Авто» и «Дон Моторс плюс» рассчитывают в этом году начать строительство новых площадок. Однако, скорее всего, это будет вторая или третья точка по какому либо из существующих брендов, новые в портфелях не появятся.
«ААА Моторс» также планирует расширение: помимо новых дилерских центров уже существующих брендов в 2012 г. добавятся автосалоны Land Rover и Volvo.
-Только таким образом, то есть за счет количества точек дилерских центров, можно увеличить объем продаж того или иного бренда,- замечает Александр Гинзбург. С ним соглашаются и остальные игроки рынка. Однако все они заявляют, что приход федеральных игроков на ростовский рынок сомнителен. «Сейчас не самое лучшее время для инвестирования в долгосрочные проекты на неизведанных территориях, — считает Андрей Кюрчев. — На принятие таких решений будет влиять наличие управленцев, в которых инвестор должен быть уверен на 100%. А такие кадры подобрать крайне сложно». К тому же, по мнению Елены Кикоть, практика управления региональным бизнесом из Москвы далеко не всегда показывает хорошие результаты: ростовский авторынок достаточно насыщен и конкурентен, чтобы ожидать массовых прецедентов московской экспансии. Вачеслав Камышный, напротив, уверен, что федералы уже начали присматриваться к региональным рынкам. По его словам, выходить на рынок они намерены путем выкупа успешно работающих местных дилерских центров.
— Такие предложения уже поступали, но нам они пока не кажутся интересными, заключил Вячеслав Камышный.
Ростовские автодилеры смотрят в будущее авторынка с оптимизмом.
— «Призрак кризиса» о котором говорят, называя его второй волной, по моему мнению, весьма сомнителен, — уверен Александр Кониченко. — В любом случае, мы уверены, что в 2012 году российский автомобильный рынок ожидает устойчивый рост. Очевидно, что ситуация на мировых финансовых рынках окажет определенное влияние на развитие автоиндустрии в РФ. Тем не менее, в России свою роль сыграют такие факторы, как недостаточное количество личных автомобилей в собственности, высокие показатели устаревшей техники, значительный потенциал и растущая инвестиционная активность регионов РФ. Мы сможем воспользоваться данными преимуществами, если покупатели получат постоянный доступ к источникам финансирования, а ритейлерам и производителям будет обеспечен благоприятный инвестиционный климат. В случае соблюдения этих условий, рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ может показать докризисные темпы роста.
Эксперты АЕБ предполагают, что объем продаж в 2012 г. легковых автомобилей в РФ составит 2,8 млн. Прогноз властей РФ также оптимистичен: Минпромторг рассчитывает, что в РФ будет продано 2,6 2,7 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.
«Мы ожидаем, что в будущем году продажи автомобилей в РФ могут вырасти на 8 10%, — прогнозирует Андрей Смурыгин. — Будет расти стоимость обслуживания автомобилей, горючего и т.д. И все же российский рынок останется одним из самых быстрорастущих в мире».
Автор: Мария Карачевцева