Долги партнеров: добиться выплат или простить?
В 2009 г. ситуация с корпоративной задолженностью в стране была крайне напряженной— многие компании начали возвращаться к бартерным схемам, а суды до сих пор завалены исками о взыскании, признани
Участники
Алексей Аксюк управляющий партнер юридической компании «Аксюк и партнеры»
Сергей Демин исполнительный директор СК «ВСК»
Сергей Кендзиор гендиректор компании «РусДолгНадзор»
Алексей Лукьяненко партнер юридической компании ООО «Лукьяненко, Чуцков и партнеры»
Олег Проскурин директор компании JBI эксперт
Дмитрий Солощенко директор компании «Профессиональное управление долгами»
Игорь Степанов управляющий партнер юридической компании «Эберг, Степанов и партнеры»
В 2009 г. ситуация с корпоративной задолженностью в стране была крайне напряженной— многие компании начали возвращаться к бартерным схемам, а суды до сих пор завалены исками о взыскании, признании банкротом. В настоящее время эксперты отмечают, что темпы роста задолженностей в коммерческой сфере пока не снижаются, а по некоторым оценкам даже увеличиваются. Рассуждая о ситуации с корпоративными задолженностями в нашем регионе, участники дискуссии разошлись во мнениях о тенденциях, наблюдаемых на этом рынке. По мнению партнера юрфирмы «Лукьяненко, Чуцков и партнеры» АЛЕКСЕЯ ЛУКЬЯНЕНКО, в 2010 г. количество корпоративных долгов не изменилось. Такую стабильность он объяснил тем, что в период кризиса новых сделок заключалось значительно меньше, чем до осени 2008 г. А значит, и количество поводов для возникновения задолженностей сократилось. Управляющий партнер юридической компании «Эберг, Степанов и партнеры» ИГОРЬ СТЕПАНОВ согласился с тем, что количество судебных дел о невыполнении долговых обязательств осталось примерно на том же уровне, но при этом добавил: не всегда по числу дел, рассматриваемых в судебном порядке, можно делать выводы о том, сколько на самом деле существует на рынке подобных конфликтов. А вот по оценкам управляющего партнера юридической компании «Аксюк и партнеры» АЛЕКСЕЯ АКСЮКА, количество просроченных корпоративных долгов за последнее время существенно выросло. Этот рост он объяснил тем, что компании, у которых возникли проблемы еще в период кризиса, как раз сейчас переживают наибольший спад.
Гендиректор компании «Русдолгнадзор» СЕРГЕЙ КЕНДЗИО считает, что особенно тяжелая ситуация с корпоративными долгами сложилась в банковской сфере. «Коммерческие банки не заинтересованы в размещении депозитных средств крупных компаний, так как не видят обьектов для безрисковых инвестиций и не согласны с регулированием депозитной ставки со стороны ЦБ. Обьем средств, выведенных за балансы в трех крупнейших российских банках (Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк), составляет по некоторым оценкам до 500 млрд рублей, данные активы с большой долей вероятности можно считать проблемными — а это громадная сумма. Ведущие розничные банки продолжают реализовывать токсичные активы различным инвестиционным и коллекторским компаниям, с начала 2010 года переуступлено по договорам цессии более 50 млрд рублей. И это данные только по публичным сделкам, которые нашли свое отражение в банковской прессе»,— отметил г-н Кендзиор.
Косвенно об ухудшении ситуации с корпоративными долгами свидетельствует и расцвет бизнеса коллекторских агентств. Как рассказал ДМИТРИЙ СОЛОЩЕНКО, директор компании «Профессиональное управление долгами», еще 2-3 года назад местный рынок коллекторских услуг был крайне неразвит, чем стремились воспользоваться московские монополисты. Но рост корпоративных долгов изменил условия игры, и москвичи сегодня уже не справляются с потоком клиентов. «Если раньше нам в поисках клиентов приходилось постоянно обзванивать компании, то сейчас уже они сами находят нас. На рынке, помимо нашей фирмы, работает много успешных местных коллекторов»,— отметил г-н Солощенко. К его словам г-н Кендзиор добавил, что на российский долговой рынок активно заходят западные инвесторы, приобретающие долги в любых финансовых сегментах — от розничных долгов до задолженностей на рынках сбыта энергоресурсов. Как заметил гендиректор «Русдолгнадзора», окупаемость таких проектов составляет от шести месяцев до года, в зависимости от регионального размещения и судебных перспектив по сопровождению взыскания.
Отвечая на вопрос о ценовом спектре предложений на этом рынке, Алексей Аксюк отметил, что стоимость юридического сопровождения кредитора начинается от 10 тыс. руб. за ведение дела. «Что касается крупных компаний, которые ценят свое время и репутацию, работают с большим количеством клиентов, то их услуги оцениваются, в среднем, от 100 тысяч рублей за одну инстанцию,— пояснил эксперт.— Но не всегда дешевле — значит хуже. Качественные предложения можно найти и за 30 тысяч, если, например, юрист начинающий, дело не очень сложное, и нет трудностей с оппонентами». Модератор встречи поинтересовался, работает ли на этом рынке схема оплаты услуг юристов процентом от возвращенного долга. «Наша компания не работает по такой системе,— ответил г-н Степанов.— Прежде всего потому, что даже после завершения арбитражного процесса, получения исполнительного листа и перехода его к судебным приставам есть вероятность невозврата долга. Поэтому для своей компании наиболее оптимальной мы выбрали почасовую систему оплаты услуг. С клиентом оговаривается лимит времени, который у нас есть для решения его проблемы. И если мы превышаем этот лимит, то каждый последующий час нашей работы не оплачивается».
По словам г-на Солощенко, коллекторы в 90% случаев не берут предоплату. Цена на их услуги зависит от двух основных параметров— суммы долга и времени его просрочки. Естественно, чем меньше сумма задолженности и больше время просрочки, тем выше оцениваются услуги по ее возвращению. Ценник доходит до 70% от суммы. «Скажем, помощь в возвращении банковской задолженности, как показывает практика, обходится кредиторам в среднем в 20% от ее общей величины,— рассказал Дмитрий Солощенко.— Но наше агентство работает не только с процентами. Как правило, своим клиентам мы предлагаем четыре варианта оплаты нашей работы— покупка долга по договору цесиии, процент от сумм, полученных кредитором от должника, аванс плюс процент и фиксированная оплата каждого этапа».
С иском лучше не спешить
Во время дискуссии ее участники попытались выработать профессиональные рекомендации бизнесменам, которые могли бы помочь избежать недобросовестных заемщиков или же правильно выстроить работу с уже существующими должниками. В первую очередь эксперты пришли к выводу, что западные методы работы с должниками на нашем рынке работают крайне слабо. В России практически полностью отсутствует институт медиаторства, успешно действующий на Западе. Кроме того, как отметил г-н Аксюк, в нашей стране бессмысленно использовать механизмы воздействия на деловую репутацию должника, поскольку российскому бизнесу как таковому всего 20 лет и репутацию, которой следует дорожить, успели завоевать лишь единицы. Действенной мерой в борьбе со злостными неплательщиками, по мнению участников Дискуссионного клуба, являются так называемые «черные списки», составленные игроками во многих сегментах рынка. Как пояснил Игорь Степанов, подобные списки широко распространены там, где сильна цеховая солидарность, например, у банкиров или страховщиков. Естественно, черные списки зачастую носят закрытый или неофициальный характер. Исполнительный директор страховой компании «ВСК» СЕРГЕЙ ДЕМИН рассказал об использовании черных списков на страховом рынке: «Страховщики, так же как и банкиры, давно говорят о необходимости появления подобных списков, но вероятность их официального создания крайне мала. Что же касается неофициальных списков, то они есть. У нас это перечень физлиц, которым не рекомендуется оказывать страховые услуги. По публичному договору мы, конечно же, отказать не можем, но по услугам добровольного страхования мы имеем право предложить клиенту из такого списка более высокий тариф».
Ко всему вышесказанному г-н Солощенко добавил, что помимо указанных отраслей «черные списки» должников составляет и государство. Высший арбитражный суд не так давно создал базу данных судебных решений, которая достаточно оперативно обновляется. На сайте арбтражного суда доступен поиск судебных решений по наименованию участника дела. Схожую систему планируют создать и налоговики. «Я не всегда понимаю, как кредиторы дают деньги лицам и компаниям без предварительной их проверки хотя бы по базам данных нашей судебной системы. На Западе, например, большой популярностью пользуются компании, которые занимаются проверкой контрагентов. У нас же их практически нет»,— заключил Дмитрий Солощенко.
Если ситуация с заемщиком все же вышла из-под контроля, участники Дискуссионного клуба посоветовали кредиторам не спешить с исковыми заявлениями. Обращение в суд часто ведет к началу и скорому прекращению исполнительного производства, поскольку у должника отсутствуют активы либо предприятие и вовсе становится банкротом. Кроме того, после введения изменения в налоговое законодательство обращение в суд стало делом недешевым. Госпошлина увеличилась, расходы на сторонних консультантов тоже стоят немало. Компании-должники, в свою очередь, не хотят уходить с рынка, терять свое доброе имя, так как понимают, что новую нишу здесь найти достаточно сложно. Все это, по мнению участников дискуссии, приводит к тому, что урегулирование многих споров сейчас происходит в досудебном порядке. Эффективным и удобным для обеих сторон способом разрешения долгового конфликта является мировое соглашение. Г-н Степанов пояснил, что при заключении такого договора кредитор получает гарантии выполнения всех обязательств, а должник — четкую инструкцию для дальнейших действий. Кредитор может прописать в соглашении пункт о контроле за сделками заемщика и иных его шагов. Благодаря такому контролю кредитор может быть уверенным, что, например, активы его должника не исчезнут в неизвестном направлении.