Подписаться
Курс ЦБ на 16.07
77,95
91,15

Дмитрий Ткаченко, Максим Горбачев: «Человек, который отказывается от отката в 5 тысяч рублей, полмиллиона возьмет без угрызений совести»

Решив привлечь к себе внимание на одном из общероссийских фестивалей тренингов, ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО и МАКСИМ ГОРБАЧЕВ выступили с докладом на тему откатов в бизнесе. Интерес к проблеме, о которой обыч

Побороть в России высокий уровень коррупции в бизнесе и во власти в ближайшей перспективе вряд ли кому-либо удастся. Осознав это, два ростовских консультанта — Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко — предложили компаниям подойти к этому явлению рационально: раз уж откаты дают и берут, значит, надо учиться грамотно это делать. Сначала они написали книгу «О.Т.К.АТ. — Особая Техника Клиентской Аттракции», которая стала деловым бестселлером, а затем разработали уникальный тренинг по «откатингу». Спрос на их тренинги оказался так высок, что ростовчанам пришлось переехать в Москву — поближе к основным клиентам. Какие рынки в России наиболее коррумпированы?
Когда откат может быть полезен компании?
Как и сколько нужно платить за принятие нужного решения?

Решив привлечь к себе внимание на одном из общероссийских фестивалей тренингов, ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО и МАКСИМ ГОРБАЧЕВ выступили с докладом на тему откатов в бизнесе. Интерес к проблеме, о которой обычно предпочитают не говорить вслух, в том числе и консультанты, прев зошел все ожидания ростовских тренеров. Недолго думая Дмитрий и Максим за пару месяцев написали книгу — «О.Т.К.АТ. — Особая Техника Клиентской Аттракции», которая впоследствии стала бестселлером на рынке русскоязычной деловой литературы. За год с небольшим книга была выпущена тиражом 12 тыс. экземпляров и продолжает переиздаваться и продаваться.

Затем на основе книги был разработан первый в стране тренинг по откатам. «Он появился не сразу после книги, — вспоминает Дмитрий Ткаченко. — Поначалу на обычных тренингах по продажам нам стали задавать вопросы по этой теме, просили рассказать, как правильно себя вести с откатами. Постепенно этот блок общения со слушателями разрастался, и наступил момент, когда он вырос в отдельный самостоятельный тренинг, где рассматриваются технологии того, как откаты грамотно давать и как компании бороться с коррупцией в своих рядах». «Наверное, это логично, — добавляет Максим Горбачев. — Просто заявить: «Здрасьте! Мы, вот, готовы проводить тренинги по откатам!» было бы глупо. Большая часть людей просто не понимала бы суть предложения и причин, по которым надо платить за такое обучение. Благодаря книге, потенциальные заказчики тренингов увидели, какие знания, навыки и практическую пользу они могут получить от нас».

Для полноценной работы компании без откатов не обойтись

Однажды Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко участвовали в фестивале бизнес-тренингов вместе с одним западным гуру. На этом мероприятии они проводили мастер-класс по откатам. Зарубежный коллега, посмотрев их выступление, в кулуарах заметил, что если бы такие тренинги проводились у них на Западе, то у всех участников поотбирали бы лицензии. В России же откат, по их мнению, — привычное явление, всю пагубность которого вроде бы все понимают, но продолжают брать и давать. И говорить о нем пока еще законодательно не запрещено. Тем более, по мнению Горбачева и Ткаченко, откат — один из наиболее эффективных методов продаж в современном российском бизнес-сообществе.

«Деловой квартал»: Неужели откаты — неотъемлемая часть бизнеса только в нашей стране?

Максим Горбачев: На самом деле многие западные компании прекрасно осознают, что откат — это полноценный маркетинговый инструмент, который, кстати, многие из них успешно практикуют. Только называется это у них по-другому — kickback, своеобразный легальный бонус. Могу привести пример c компанией Microsoft, чтобы было понятнее. Представители этой корпорации разослали IT–директорам крупных российских компаний-потенциальных клиентов письма с таким содержанием: «Приглашаем вас принять участие в бонусной программе Microsoft». Для этого вам (конкретно IT–директору) необходимо зарегистрироваться на специальном сайте и ознакомиться подробно с условиями акции. Письма шли на личный e-mail тех IT-руководителей, которые имели большой парк компьютеров и не использовали при этом лицензионный софт. Суть бонусной программы заключалась в следующем — за каждый закупленный комплект программного обеспечения шел определенный накопительный балл. За баллы можно было получить вознаграждение — подарочный сертификат сети магазинов бытовой техники «МИР». Руководство ничего не знало о том, что за приобретение лицензионного ПО их IT-директора получали какие-то бонусы. Но в итоге, большая часть этих компаний стала клиентами Microsoft.

«ДК»: Но ведь способ, который использовала компания Microsoft для увеличения продаж, скорее стимулирование, чем откат

Дмитрий Ткаченко: Если руководство знает о таком стимулировании — то вы правы, а вот если не знает — то, увы, это по всем признакам откат. По хорошему, что должны были сделать IT-директора? Сообщить руководству о возможном бонусе и приобретенный сертификат на покупку бытовой техники отправить на баланс своей фирмы.

«ДК»: Правильно я понимаю: на Западе откат — все же исключение, а в России — правило?

Д.Т.: В России исторически так сложилось — всегда платить тем, кто принимает решения. Начиная еще с допетровских времен, существовала традиция, что чиновнику вообще не платили жалование, и он жил на те средства, которые ему приносили люди. Сейчас у нас в стране откатами «болеет» практически весь сегмент среднего менеджмента — кто-то что-то не доносит, кто-то что-то недозакупает. Да, конечно, есть сферы, где откаты уходят в прошлое. Например, на конкурентных потребительских рынках (в ритейле и т.д.), но в тех секторах российской экономики, где конкуренция низка, наблюдается высокий уровень коррупции.

«ДК»: То есть в большинстве случаев в отечественной практике бизнеса без откатов просто не обойтись?

Д.Т.: Основной вопрос жизнеспособности откатов — это вопрос экономической целесообразности. До тех пор, пока они способствуют продажам, их актуальность не утратится. Как только в некоторых сферах, как это мы сейчас наблюдаем в ритейле, рентабельность настолько снижается, что откаты становится невыгодно платить, нужда в них отпадает. Но в большинстве случаев откаты необходимы для полноценной работы компании. Например, по нашим данным, после публичного отказа от откатов объем продаж у ростовской IT-компании IMANGO серьезно снизился — некоторые партнеры прекратили с ними сотрудничать. Правда, потом они все же наверстали упущенные обороты.

М.Г.: Скажем так: если компания работает с госзакупками, естественными монополиями, в тех случаях, если ей приходится продавать товары ненадлежащего качества и по завышенной цене, то без отката никуда. Именно в этих случаях просто необходимо задействовать личный интерес человека, принимающего решение.

«ДК»: Получается, что принципиальных бизнесменов в России нет?

М.Г.: Ну почему же? На некоторых предприятиях такие есть. О них слагают легенды, полагая, что они откаты не берут и к ним лучше не «подкатывать».

Д.Т.: В большинстве случаев эти люди рассуждают так: «лучше сейчас не брать — потом хапну еще больше». Даже у самого принципиального человека есть своя цена. Кто-то попросту не хочет мараться ради копеечных денег: он может не взять откат в 5 тыс. руб., но полмиллиона возьмет без угрызений совести.

От откатов наверняка могут отказаться сотрудники «семейных компаний», которые не хотят воровать у своих родственников. То же самое касается и национальных компаний, поскольку они воспринимают окружающих как врагов и предпочитают не обманывать земляков.

М.Г.: В некоторых сферах взятка превратилась в особый ритуал. Например, судье откат напрямую дать тоже не получится. Нужно сначала найти юриста, который работает с ним. В вузах вообще есть люди-коллекторы: они собирают деньги, потом берут зачетки и идут обо всем договариваться с преподавателями.

Величина отката зависит от рынка и аппетита клиентов

Говоря об экономической целесообразности «откатного» сотрудничества компании со своими клиентами, Дмитрий Ткаченко и Максим Горбачев в своей книге выделили так называемый АВС — анализ клиентской базы. В итоге выявляется закономерность (см. инфографику). Так, Группа А — это приоритетные клиенты, 20% которых дают приблизительно 60% объема продаж; группа B — 30% объема продаж. Самая большая группа (50% клиентской базы) приносит только 10%.

Собеседники «ДК» рекомендуют прибегать к откату при работе с группой А, если формальными способами этих клиентов завоевать не получается. Откат для группы В используется только, если клиент сам поднимает вопрос или намекает. А для группы С откат нецелесообразен.

Кроме того, Горбачев и Ткаченко разработали классификацию потенциальных откатополучателей и откатодателей, а также правила их взаимодействия. Они выделили несколько типов «откатополучателей» — «девочка», «женщина», «жена» и «проститутка». Роль «откатодателя», по разработанной классификации, должна изменяться в зависимости от выделенных типов объекта отката (подробнее — см. инфографику). Продумывая основы взаимодействия лиц при коммерческом подкупе, ростовские тренеры сознательно провели параллель с взаимоотношениями полов, считая такой подход наиболее понятным.

«ДК»: От чего зависит размер отката?

M.Г.: Сумма определяется сложившимися условиями на рынке. По большому счету, откат привязан к ценообразованию. В конце 90-х на фармацевтическом рынке цена на лекарства складывалась следующим образом: себестоимость и другие издержки на хранение, доставку, дистрибуцию и т.д., плюс стандартные 5% на откат.

Д.Т: Если говорить о размерах отката, то тут еще важно определять, какой тип откатополучателя перед вами. Например, «проститутка» выбирает ту компанию, которая платит больше, а вот для «жены» важнее стабильность и безопасность, а не величина подкупа.

«ДК»: Как грамотно предложить откат?

М.Г.: Тут надо понимать, что мы учим работать только в тех ситуациях, когда без отката невозможно продать изначально. Как уловить намеки, как на них реагировать, как прощупывать необходимых людей, выдвигать предложение. Если сравнивать с альпинизмом, то чтобы спуститься с горы, можно просто прыгнуть вниз, а можно пойти по ступенькам. Мы разбили весь процесс на целый ряд таких ступеней и в зависимости от того, как человек себя ведет на каждой из них, выявляется реакция потенциального откатополучателя и определяется следующая ступень. Иногда даже нет необходимости делать десяток шагов, когда видно, что человек сам намекает.

Д.Т.: Один из методов, который мы чаще всего предлагаем — это использование местоимения «вы», «вас» в качестве намека. Такая форма обращения может подразумевать как лично клиента, так и организацию. В разговоре можно использовать такие двусмысленные фразы: «Возможна скидка в удобной для ВАС форме», «мы можем предложить ВАМ интересные способы сотрудничества». Закупщик, «готовый» работать по откату, тут же все понимает.

Есть еще один момент — откаты обычно не обсуждаются в кабинетах. Мы всегда говорим о некой цепочке шагов, своеобразном ритуале. Как только человек начинает поддерживать с вами двусмысленный разговор, нужно предложить проводить его до машины, выйти покурить и т.п. Если «клиент» соглашается, то, скорее всего, все получится. Вообще, по реакции на двусмысленные фразы можно понять многое. Как вариант — все подается в виде шутки. Например, контакт наладился и менеджер говорит: «Иван Иваныч, мне тут рассказали шутку: «Вы водку в каком виде предпочитаете: в жидком или бумажном?». Человек смеется — значит надо уводить и договариваться. Если реакция негативная — нужно свести разговор об этом на «нет».

М.Г.: Также можно использовать схему «прикормки»: приходит продавец и дарит маленький-маленький подарочек. Праздников, к которым можно приурочить тот или иной подарок, в нашей стране много. В следующий раз продавец приносит закупщику подарочек подороже и т.д. А в канун очередного праздника приходит и просто говорит: «Марь Иванна, сегодня забегался, не знал, что вам выбрать, поэтому, вот, принес сумму для того, чтобы Вы сами что-нибудь купили себе. А в следующий раз делается уже прямое предложение: «Давайте 5% от сделок я буду просто каждый месяц заносить?».

Д.Т.: Есть люди, которым нельзя принести и дать в руки определенную сумму — не возьмут. Тогда «прикормка» поможет их посадить на крючок.

«ДК»: Как можно сократить затраты на откаты?

М.Г.: С таким вопросом к нам очень часто обращаются. Например, компания, которая была вынуждена платить ежемесячно откаты порядка 300 клиентам, обратилась к нам с просьбой помочь оптимизировать эти выплаты и исключить воровство со стороны своих менеджеров. Мы предложили такой выход из сложившейся ситуации: отказаться от наличных и использовать пластиковые карты. В результате, один из банков организовал для этой компании «карточную схему»: откатополучателям выдали дебетовые карты и ежемесячно на основании договоров перечисляли определенные суммы. При этом удалось «собрать эту схему» без заключения трудовых контрактов.

Д.T.: По этому поводу есть много интересных примеров. В одной из ростовских крупных компаний так повелось, что менеджеры сами давали откаты клиентам. Руководство приняло решение: начиная со следующего месяца, деньги разносит руководитель службы безопасности. Менеджеры «взвыли»: «С нами больше никто работать не будет, это отпугнет клиентов. Считайте, что объем продаж упадет практически до нуля уже в ближайший месяц». Все оказалось с точностью до наоборот: объем продаж на следующий месяц не изменился вообще. А вот объем откатов снизился в два раза. При этом возникали даже такие ситуации, когда клиенты сами возвращали часть от суммы отката!

Научить неопытного менеджера технике отката — все равно, что дать гранату обезьяне

Дмитрий Ткаченко и Максим Горбачев убеждены, что откат — это инструмент, которым пользоваться может далеко не каждый. Например, если менеджеры отдела продаж не владеют базовыми навыками работы, но их уже обучили работе с откатами, может возникнуть ситуация, когда продавать традиционными способами они просто перестанут, полагаясь исключительно на этот инструмент.

М.Г.: Мы принципиально не проводим тренинг по откатам в тех компаниях, где у сотрудников еще нет базовых навыков продаж. Вообще, если система откатов выстроена и не замкнута на конкретных менеджерах, то у фирмы намного больше шансов значительно снизить объем суммы откатов.

«ДК»: То есть вы сначала настаиваете на проведении базовых тренингов?

Д.Т.: Если менеджеры не умеют продавать, учить их технике отката — это все равно, что дать обезьяне гранату. Даже в тех ситуациях, когда можно было продать, воспользовавшись обычными способами, они начинают давать откаты. В результате, маржа со сделок падает, а аппетиты заказчиков растут. Сотрудничество со многими клиентами становится невыгодным для компании.

Но, в том случае, когда все способы заставить клиента приобрести товар или услугу были применены, а он никак не соглашается, то стоит задуматься об откате. Лучший вариант организации откатного процесса такой: менеджер делает вид, что понимает намек, подает соответствующий знак со своей стороны и назначает встречу клиента с руководством. На этом роль менеджера должна быть исчерпана. Это идеальный вариант. Если же менеджер ведет весь процесс, то тут не исключена такая схема: «Иван Иваныч, есть такая-то сумма, которую компания готова платить. Давайте, чтобы всем было интересно, половину — мне». И даже если выплаты денег идут через пластиковые карты, то часть откатов все равно будет возвращаться менеджеру.

M.Г.: Кроме того, когда менеджер ведет переговоры самостоятельно, то высоки риски того, что при случае ухода из этой компании он за собой уведет и «прикормленных» людей. Когда же клиент «обрабатывается» самой организацией, она менее зависима от менеджеров.

Но, к сожалению, чем масштабней бизнес, тем больше сделок, и тем сложнее их отследить. В этом случае нужно, чтобы руководство контактировало хотя бы с ключевыми клиентами.

«ДК»: На своих тренингах вы затрагиваете тему этики? Ведь «откат» — это все-таки негативное явление

Д.Т.: Вопросы морали и нравственности на наших тренингах затрагивают обычно те люди, которые не имеют прямого отношения к продажам. Их мнение об этом явлении основывается прежде всего на постулатах, которые сформированы в обществе — откат — это, скорее, плохо, чем хорошо Тот, кто работает в сфере продаж, воспринимает откаты как неотъемлемую часть бизнеса. Задача продавцов — продавать, а не рассуждать на морально-этические темы. Свои тренинги мы начинаем со слов: «Ребята, если вы хотите увеличить количество потенциальных клиентов, сделок, объем продаж — вот вам инструмент. Если же вы хотите спать спокойно, блюсти этические нормы и быть честным — пожалуйста, можете не пользоваться нашими советами. Но в таком случае, некоторые секторы рынка, где можно осуществлять продажи, будут для вас закрыты».

Д.Т.: Но чаще мы на тренингах и круглых столах становимся свидетелями споров совсем в другом ключе. Вплоть до того, что наши слушатели начинают наперебой рассказывать о том, кто, кому, сколько и за что платил.

М.Г.: На тренингах во время изучения классификации откатополучателей иногда раздаются возгласы вроде: «Ааааа, так он «проститутка»! А я-то думал». Помню, сотрудник банка сидел-сидел на тренинге и вдруг восклицает : «Так это он мне откат предлагал!».

«ДК»: А вы помните свой первый откат?

Д.Т.: Да. У меня состоялся телефонный разговор с завхозом одной из муниципальных больниц, расположенной в 70 км от Ростова. После этой беседы завхоз поняла, что можно заработать. Она не поленилась: на служебной машине приехала в Ростов, выбрала товара на сумму порядка 400 рублей. Долго думала, сколько же заложить сверху: 50 или 70 руб. Взяла счет, поехала, оплатила и потом на своей машине приехала и забрала эту несчастную закупку. Если говорить о сегодняшних ценах, речь и идет о тех же 70–100 рублях. Человек готов был жертвовать бензином, ехать далеко на машине... Как говорится: на работе ты не гость, унеси хотя бы горсть. Она так металась между 70 и 50 рублями. 70, конечно, хочется, но 50 вроде бы спокойнее. Потом она неоднократно приезжала и постоянно мучилась вопросом — сколько накрутить.

М.Г.: А мой первый откат был заведующей аптеки.Там изначально был просто рынок на этом построен.


Самое читаемое
  • Спрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемымСпрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемым
  • История места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация городаИстория места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация города
  • МВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 летМВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 лет
  • В Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. КосмонавтовВ Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. Космонавтов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.