Бюджетная политика тормозит развитие территорий
В этом году предприятия областного города Каменск-Шахтинского впервые, после двух кризисных лет, получили хорошую прибыль — в совокупности около 43 милионов рублей.
Казалось бы, на бюджете
муниципального образования это должно отразиться в лучшую сторону. Однако практика
межбюджетных отношений в Ростовской области сегодня такова, что нам остается
лишь один процент от прибыли, полученной нашими градообразующими предприятиями.
Это не Бог весть какая сумма — в нашем бюджете она составляет тот же самый один
процент. Однако она может и должна быть больше, ведь весь смысл развития
экономики, привлечения новых инвестиций для муниципалитетов как раз и состоит в
том, чтобы получать от бизнеса налоги и направлять их на развитие своей
территории.
Не так давно, на Совете
муниципальных образований, мы уже обращались к губернатору Василию Голубеву с
просьбой о том, чтобы нам оставляли как минимум 2%, а лучше 3-4%. Тогда это
будет та сумма, которую люди почувствуют на себе – в виде отремонтированных
дорог, освещения на улице, аккуратных и красивых клумб, скверов, фонтанов.
Что касается НДФЛ, который
составляет почти половину муниципальных доходов, то и здесь область
предпочитает сначала собрать все деньги с территорий, а уже потом думать, как с
ними поступить. Бюджетным кодексом определено, что 50% НДФЛ муниципальное
образование оставляет себе, однако регион имеет право доначислить к этой сумме
долю, которую посчитает нужной. В Ростовской области региональный бюджет не
начисляет муниципалитетам ничего. А ведь наибольшую заработную плату получают
люди на успешных предприятиях – опять в проигрыше территории с развитой
экономикой!
Нам говорят: зарабатывайте на
другом. В частности, согласно поправкам к Бюджетному кодексу, с этого года нам
передали ряд имущественных доходов физических лиц. Есть, правда, одно но:
собирать налог с физических лиц всегда гораздо труднее из-за большого
количества субъектов. У нас одних только плательщиков земельного налога порядка
50 тысяч человек. При этом и расходы, связанные со сбором этих видов налога,
также перешли на наш уровень. Другим способом пополнения доходной части нам
предлагают сделать повышающий коэффициент при начислении «упрощенки». Но
сегодня малый бизнес у нас и так испытывает колоссальную фискальную нагрузку, поэтому
мы попросту рискуем уничтожить его или вытолкнуть в тень.
Каменск-Шахтинский сегодня
является донором, однако в итоге получается, что наш общий бюджет не намного
больше того, каким располагает соседний Донецк, на 80% дотационный. В области с
2005 г. действует закон «О межбюджетных отношениях», главная функция которого —
сглаживать неравенство в доходах территорий в регионе. Ежегодно происходит
перераспределение: согласно бюджетам прошлого года кому то денег добавляют, а у
кого-то — забирают. Получается постоянная игра в догонялки: мы пытаемся
увеличить наши доходы, а областной минфин, видя улучшения, снижает путем
перераспределения нашу долю в областном пироге. Мы можем напрячься и собрать в
конкретном году большую сумму налогов, в том же году потратить ее, но в
следующем мы недополучим межбюджетные трансферты и останемся на голодном пайке.
Не настало ли время пересмотреть
правила игры? Ведь инвестиции и привлечение на свою территорию новых
производств, создание для бизнеса здорового климата озвучено в качестве
приоритета развития области и ее районов. Сейчас же получается, что
фундаментальных стимулов для этого нет.
Александр Харин
мэр г. Каменск-Шахтинский