Подписаться
Курс ЦБ на 02.10
81,49
95,63

«Бизнес не продам». Основатель «Додо Пиццы» — о слабоумии, отваге и миллионах

В настоящее время сеть «Додо Пицца» насчитывает 314 пиццерий, а ее основатель Федор Овчинников считается одним из успешных бизнесменов страны. Но это не мешает ему иногда самому вставать за прилавок.

Два больших офиса компании находятся в Москве и Сыктывкаре, откуда родом сам Федор Овчинников. Уже 13 лет он занимается бизнесом, и говорит, что это стало его хобби, а интерес — главным мотиватором.

До «Додо»

До того, как появился Федор Овчинников-бизнесмен, был Федор Овчинников-археолог, и если бы не стечение обстоятельств, то в России было бы на одного бизнесмена меньше и на одного ученого больше.

Когда пришел в академию наук, мне поменяли тему, а это прямо как заставить поменять любовь. Мне сказали: «Ты будешь заниматься другой эпохой», и это меня демотивировало. В итоге ушел из науки.

И пришел в бизнес. Нет, это не была сразу пиццерия. Сначала, в 2006 г., появился книжный магазин «Книга за книгой», превратившийся в небольшую сеть. Но в 2011 г. Овчинников расстался с книжным и бросил силы на создание пиццерии в родном Сыктывкаре. Как он говорит, ему хотелось открыть в городе что-то такое, чего еще не было, а потом «хотение» переросло в конкретный бизнес. Спустя семь лет сеть «Додо Пицца» разрослась не только по России, но еще и по другим странам. Сейчас сеть насчитывает 314 пиццерий в десяти странах мира. Большая часть — в России, где «Додо Пицца» распространена от Калининграда до Владивостока. Овчинников дотянулся даже до тех городов, куда федеральные игроки вообще не заходят — Якутск, Норильск. И пиццерии в таких городах вполне успешны, например, выручка в Усинске с населением 39 тыс. человек составила 4,5 млн руб. Монополия, однако.

«Не изобретать велосипед, а сделать его лучше»

Почему именно пицца? Федор Овчинников ответил просто: «Потому что она есть в каждой стране и все люди знают, что такое доставка пиццы». И в Индии, и в Бразилии, и на Филиппинах, по его словам, люди научились ее заказывать.

Изначально проекту нужна была идея. «Мы в итоге решили не изобретать велосипед, а сделать его лучше. Как мы это делаем? Фактически, наша франшиза — это IT продукт. Наша компания разработала свою собственную информационную систему в виде веб-сервиса. У нас работает около 60 разработчиков. В работу системы мы вложили уже сотни миллионов рублей. И все, что происходит в сети в Ростове, мы видим онлайн — производительность, потери, скорость приготовления каждой пиццы.

Один западный венчурный инвестор сказал, что в будущем все будет через софт. Например, сельское хозяйство будет проигрывать, если там не будет информационных систем. Сейчас этот процесс называется digital transformation. Софт будет менять бизнес. И мы делаем это с пиццей. Самое интересное, что это работает», — утверждает Федор Овчинников.

Очень белый бизнес

Компания «Додо Пицца» заявляет о себе как о полностью открытом бизнесе. Для российского общепита это если не нонсенс, то редкость.

У вас абсолютно открытые данные, динамика, количество открытых точек. Откуда такой прозрачный подход?

— Такой подход и является причиной роста нашего бизнеса. Он определил вообще все аспекты развития компании. Во-первых, полная открытость заставляет тебя всегда быть готовым. Тебе нечего скрывать, ты понимаешь, что должен быть прибыльным, эффективным в условиях всех требований государства, налогов. Это делает бизнес сильнее и ты понимаешь, что к тебе вообще сложно прикопаться. Во-вторых, суперреклама. Бизнес построен сейчас на франчайзинге, мы продаем готовую бизнес-модель. Наверное, мы первые в России, кто создал тренд на франчайзинг.

Расскажите об инвестициях в компанию.

— В 300 открытых пиццерий вложено порядка 3 млрд руб. То есть одна пиццерия в среднем обошлась в 10 млн. И это огромная сумма. Чтобы убедить предпринимателя вложить достаточно серьезные деньги в непонятную франшизу Сыктывкара, нужно огромное доверие. И вот эта открытость его и создала. Мы с самого начала публиковали все цифры, люди видели, что да, может, мы и неопытные и еще не все идеально сделали, но мы готовы признавать ошибки, реагировать на критику и ничего не скрываем. И я думаю, это вообще главная причина, почему мы привлекли предпринимателей.

Сколько сейчас стоит ваша компания?

— По последней оценке, $72 млн. Это та оценка, по которой вошел последний инвестор. Летом в нас инвестировали $7,5 млн.

Как, на ваш взгляд, показывает себя Ростовская область?

— В Ростове сейчас все хорошо, здесь у нас три пиццерии, они достаточно долго, скажем так, раскачивались. Мы ориентируемся, чтобы на каждые 100 тыс. населения была одна пиццерия. То есть это 11 пиццерий в Ростове. Сейчас выручка «Додо Пиццы», скажем, на Большой Садовой за февраль составила 6,6 млн руб. Это хороший показатель для пиццерии. В Таганроге — 6 млн руб. При этом наша средняя рентабельность достигла 18%. Это прибыль от выручки. А так она может быть и до 25%. Все зависит от аренды. Вообще я уверен, что три-четыре года — и мы создадим в Ростове большую сеть, которая будет закрывать все потребности в этом продукте.

А какая была максимальная выручка выручка за всю историю «Додо»?

— У нас есть зафиксированный рекорд: 9,8 млн руб. выручки в месяц дала одна пиццерия, но это вообще экстремальный оборот.

Неумелый наезд

В феврале 2018 г. Федора Овчинникова допрашивали столичные следователи об его причастности к закладке наркотических веществ, найденной в одной из пиццерий «Додо». Эту историю он подробно описывал на своей странице в Facebook, а пользователи подхватили ее и разнесли по разным уголкам соцсети.

Чем закончилась история? И закончилась ли вообще?

— Надеюсь, что да. С моей точки зрения, это был такой неумелый мелкий наезд. Мы вообще не ожидали, что получим поддержку. Таки есть определенное гражданское общество в России, оно в том числе в Facebook. Я был в шоке, что моя запись получила 14 тыс. репостов. Это одна из самых распространяемых новостей в российском Facebook. Я вообще никогда не идеализировал Россию. Но политика открытости в принципе не дает возможности с нами что-то сделать. Мы говорим сразу — мы никому ничего не будем платить. И, собственно, с нами сложно связываться. Все люди, которые хотят как-то заработать на бизнесе, боятся публичности, боятся, что каждое их действие будет под колпаком общественности. И я надеюсь, что эта история закончилась.

А что вы посоветуете предпринимателям, если они оказались в подобной ситуации? Назовите вещи, которые вы бы сделали в первую очередь.

— Может, это будет не очень мягко звучать…. «Не верь, не бойся, не проси». Не связываться с предпринимателями, которые сами пытаются получить какие-либо преференции. Они попадают в эту игру и потом им приходится винить себя, что они были втянуты в какие-то вещи. Почему я занимаюсь розничным бизнесом, потому что он не зависит от государства, от крупных компаний, только от клиентов.

Слабоумие и отвага, помидоры и будущее

Федор Овчинников рассказал и о том, какие мировые рынки его влекут, почему он не продаст свой бизнес и почему в России трудности со стрит-шопами.

Если на вас выйдет крупный мировой игрок и предложит купить ваш бизнес, продадите?

— Нет, не продам. Потому что это неинтересно. Каждый бизнес в определенном смысле — игра. Наша игра только началась. Мы видим, что идея работает, у нас получилось, мы стали главной сетью в России. С 16 апреля начинается федеральная реклама по ТВ, рассчитанная на рост узнаваемости бренда, который приведет к росту выручки. Это будет первый раз, когда не McDonald’s и не KFC, а сеть пиццерий будет рекламироваться на федеральном ТВ. У нас все получается, какой смысл продавать?

А вашим партнером может стать только тот, у кого уже есть успешный опыт ведения бизнеса, или…

— Нет. Мы ищем разных людей. Есть франшизы, которые говорят: «Чтобы стать нашим партнером, инвестируйте 50 миллионов». И мы понимаем, что люди, которые инвестируют 50 миллионов, не будут сами стоять за прилавком. А нам как раз нужны те, кто встанет за прилавок. Я и сам могу встать.

Почему в России нет стрит-шопов?

— Одна из причин очень банальна, это климат. В Сыктывкаре мы открыли маленькую стрит-шоп пиццерию, но сложно в нее забежать и взять кусочек, когда на улице -40°С. Я думаю, чем южнее, тем больше стрит-фуда. Летом в Ростове с ним нет проблем.

Вы писали на Facebook, что очень важно знать английский язык, это ключевая точка бизнеса. А следующий какой этап? На что сделаете упор?

— Пожалуй, это поиск людей вовне, в других странах, которых можно вовлечь в нашу историю. Сейчас мы нашли немцев, и я понимаю, что мы можем найти и других людей, например, в Америке. Вот это будет важная точка. И для этого точно нужен язык.

Какая страна вас интересует в перспективе?

— Есть два самых главных рынка, Китай и США. В США больше конкуренции, но там более или менее все понятно. В Китае же конкуренция меньше, но это страна, где для европейцев все с ног на голову. Как говорил мне один китаец, пытаясь объяснить, чем мы отличаемся: «Вот есть томаты и помидоры, они такие же, как и в Европе. Их едят, но для вас это овощ, а для нас это фрукт, десерт». И такая разница во всем. Плюс в Китае всякие политические вещи непредсказуемые, в отличие от Америки.

Есть ли то, на что у вас не хватило смелости в бизнесе?

— Наоборот, у меня всегда хватало смелости на всякие глупости, которые чуть не убивали компанию. Наша тактика часто — это слабоумие и отвага. Потому что люди, которые учатся в бизнес-школах, отягощены знаниями и боятся что-либо сделать. А иногда нужно просто сделать.

Какие книги советуете почитать? Может быть, не о бизнесе, но в которых вы почерпнули что-то для себя.

— В последнее время я люблю читать книги по истории. Я прочитал книгу «Империя должна умереть» о России начала 20 века, когда рушилась царская империя. Потом я очень люблю читать бизнес-кейсы, истории, посвященные становлению компаний. Читал книжку об Уоррене Баффетте, толстенькую такую, исследование его жизни. Замечательная книга.

Текст: Марина Боголюбова, DK.RU — Ростов-на-Дону

Самое читаемое
  • Повышение ставки и снижение порога доходов по НДС. Как сохранить прибыльность бизнеса?Повышение ставки и снижение порога доходов по НДС. Как сохранить прибыльность бизнеса?
  • Снос киосков в Екатеринбурге продолжится, несмотря на решение судаСнос киосков в Екатеринбурге продолжится, несмотря на решение суда
  • Сергей Никонов назначен заместителем губернатора Свердловской областиСергей Никонов назначен заместителем губернатора Свердловской области
  • Александр Оглоблин: «Рынок готовой еды растет, но скоро это закончится»Александр Оглоблин: «Рынок готовой еды растет, но скоро это закончится»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.