Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Банки заинтересовались малым бизнесом

эксперты Сергей Безродный зам. председателя ЮЗБ СБ РФ Юрий Волохонский директор филиала «Россельхозбанка» Василий Высоков председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Надежда Карисалова виц

Эксперты предрекают к 2008-2009 гг. такой же бум в кредитовании малого и среднего бизнеса, какой сейчас наблюдается в потребительском розничном секторе. Банкиры видят в малом бизнесе выгодного, надежного и перспективного клиента и разрабатывают механизмы, которые будут стимулировать рост этого сегмента и сделают их продукт по-настоящему массовым.
эксперты
Сергей Безродный
зам. председателя ЮЗБ СБ РФ
Юрий Волохонский
директор филиала «Россельхозбанка»
Василий Высоков
председатель совета директоров банка «Центр-инвест»
Надежда Карисалова
вице-президент ЗАО «Внешторгбанк Розничные Услуги»
Анна Палагина
заместитель министра экономики РО
Игорь Пятигорец
управляющий ростовским филиалом АКБ «Промсвязьбанк»
Михаил Сосин
1-й заместитель председателя правления «Капиталбанка»
Надия Черкасова
управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса Национального банка «Траст»
Леонид Шафиров
председатель совета директоров ООО «Донской народный банк»
Почему доля малого бизнеса в кредитном портфеле банков невелика?
Что мешает банкам более активно кредитовать небольшие предприятия?
Как банки повышают надежность заемщиков?

В разговорах о кредитовании малого и среднего бизнеса (МСБ) почти все эксперты вспоминают, что в этом году Нобелевскую премию мира впервые получил банкир – профессор экономики из Бангладеш МУХАММЕД ЮНУС, активный пропагандист идеи микрокредитования как способа борьбы с бедностью. Финансисты тем самым стремятся подчеркнуть социальную значимость такого банковского продукта, как кредитование МСБ, но не скрывают и своих коммерческих интересов. Этот продукт почти так же выгоден, но менее рискован, чем потребительское кредитование и к тому же имеет большие пер­спективы роста.

Малый бизнес растет быстрее других сфер

Чтобы заметить резкое повышение интереса банков к малому и среднему бизнесу, достаточно обратить внимание на огромное количество баннеров и растяжек на самых оживленных магистралях города с информацией о кредитных продуктах для МСБ от разных банков. НАДИЯ ЧЕРКАСОВА, управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса Национального банка «Траст», вспоминает: «Шесть лет назад предприниматели в вашем городе, с которыми я встречалась, могли с уверенностью назвать всего три банка, кредитующих их маленький бизнес. Сегодня порядка 50 игроков, включая локальные банки, активно работают в этом сегменте. В это движение в ближайшие год-два однозначно включатся все банки первой сот­ни отраслевых рейтингов».

Игроки называют несколько причин активизации банков. ВАСИЛИЙ ВЫСОКОВ, председатель совета директоров банка «Центр-инвест»: «Во-первых, вырос и изменился малый бизнес сам по себе, он стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики. Во-вторых, банки постепенно выходят из всевозможного рода спекулятивных сделок, с валютой в том числе, и ищут нормальные ниши с высоким уровнем доходности». А СЕРГЕЙ БЕЗРОДНЫЙ, заместитель председателя Юго-Западного банка СБ РФ, говорит о том, что у банков нет другого выхода: крупные корпорации перестали брать кредиты в России, предпочитая более дешевые западные. В то же время МСБ динамичен, показывает хорошие темпы роста, проникает во все сферы хозяйственной деятельности. Игроки отмечают и нарастающую тесноту на рынке потребительского кредитования.

Эксперты уверены, что МСБ может вырасти еще в разы. Они сравнивают Россию с индустриальными США, в которых в этом секторе занято 54% активного населения, а его доля в ВВП – 51%, в ЕЭС эти цифры еще выше – 72% и 65% соответственно. Как отмечает АННА ПАЛАГИНА, зам. министра экономики Ро­стовской области, начальник управления развития малого предпринимательства и межрегиональных связей, на юге России этот сектор занимает сегодня 28%. С начала 2006 г. количество субъектов малого бизнеса в регионе увеличилось на 10%. С такими темпами в ближайшие два-три года, по мнению г-жи Палагиной, малый бизнес на юге России займет ту же долю, что и в развитых странах. По данным банка «Центр-инвест», для достижения этого уровня малому бизнесу юга России потребуется 200 млрд руб. инвестиций.

Банки не могут оставаться в стороне от этих процессов. В лице МСБ они видят реальных покупателей их продуктов. Надия Черкасова: «Конечно, совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2005 г. составил порядка $6 млрд, в то время как крупные и средние предприятия получили почти $140 млрд, а «физики» – $40 млрд. Но это только подтверждает, что банкам есть куда стремиться. Тем более что динамика кредитования МСБ впечатляет: прирост здесь составил 40-50% за 2005 г., а в 2006 г. ожидается на уровне 70-80%».

Понимая свою выгоду, финансисты борются за перспективных клиентов. НАДЕЖДА КаРИСАЛОВА, вице-президент ЗАО «Внешторгбанк Розничные Услуги»: «Мы готовы взаимодействовать с малым бизнесом, который никогда не работал с банками, не имеет кредитной истории и до сих пор кредитовался у своих сотоварищей, соседей или у теневого капитала. Это же наши потенциальные клиенты».

Банки считают предпринимателей надежными клиентами

Несмотря на высокую активность банков и их готовность продавать деньги малым предприятиям, до сих пор сохраняется большая диспропорция между спросом и предложением. В общей сложности банки удовлетворяют лишь пятую часть потребности МСБ, которую Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» оценивает в $35-40 млрд.

Как уверяют эксперты, в этом нет сегодня вины банков: их энтузиазм ограничивает жесткая позиция ЦБ РФ. Центробанк в большинстве случаев рассматривает кредиты малым предприятиям как проб­лемные и безнадежные ссуды из-за недостаточного обеспечения. МИХАИЛ СОСИН, 1-й заместитель председателя правления «Капиталбанка», говорит: «По нынешним нормативным документам (их в нашей отрасли более 3000), если финансовое состояние заемщика не очень хорошее, то мы либо не можем выдавать ему кредит, либо должны 100% отчислять в резервный фонд. А кто пойдет за кредитом, когда у него хорошее финансовое состояние? Пойдет то предприятие, которому нужно восстанавливаться, реконструироваться. А мы ему отказываем, потому что нарушаем нормативные показатели».

ИГОРЬ ПЯТИГОРЕЦ, управляющий Ро­стовским филиалом АКБ «Промсвязьбанк», добавляет: «Очевидно, что риски при кредитовании бизнеса ниже, чем в потребительском секторе, поэтому в целом, даже при более низких ставках по кредитам, это очень выгодный продукт для банков». По словам Надии Черкасовой, банки склонны верить предпринимателям: «По России доля просроченных кредитов не превышает 2%. Тогда как стабильный показатель в потребительском – 5%, а по неофициальным данным – и все 10%». Г-жа Черкасова объясняет это психологическими причинами. Предприниматели по своей природе – люди мобильные и активные, энергичные, готовые выходить из трудных ситуаций самостоятельно, ни на кого особо не надеясь. «Они быстрее адаптируются к изменениям, перестраиваются, если становится трудно. Такой клиент – надежный клиент», – уверена она.

ЛЕОНИД ШАФИРОВ, председатель совета директоров ООО «Донской народный банк», утверждает, что еще более надежным заемщиком предприниматель становится, когда стремится удовлетворить не только деловые, но и обычные, человеческие потребности: «Они хотят купить квартиры, устроить свою жизнь, накопить на учебу детей, повысить свое образование. Поэтому очень важно для банков предлагать весь спектр продуктов для своих клиентов и рассматривать его проблемы в совокупности. Тогда они останутся в банке и будут достаточно надежными плательщиками».

Г-жа Черкасова утверждает, что у банков есть резервы для сокращения разрыва между спросом и предложением. «Чтобы построить действующую систему массового кредитования в любой сфере и превратить выдачу кредитов в производство, нужны серьезные вливания в развитие технологий и инфраструктур. Ведь получение кредита за час – очень технологичный продукт. Банки отработали эти процедуры и уже получили опыт в потребительском кредитовании. Системы эти стоят дорого, и вложенные средства смогут окупиться только массовыми продажами».

Кредиторы ищут способы снижения рисков

Ориентированные на работу с малым бизнесом банки не ждут, пока ЦБ поменяет требования. Надежда Карисалова сравнивает взаимоотношения банков и малого бизнеса с браком по расчету: «Банки готовы «пожениться» с малым бизнесом. Невеста вроде красивая и здоровая, хозяйка отличная, но какое приданое можно за ней взять? Ну нету у малого бизнеса этого залога-приданого! Поэтому банкам очень важно не только разработать необходимые малому бизнесу продукты, но и подсказать предпринимателям, что может стать их «приданым».

Прежде всего банки взяли на себя оценку бизнеса на месте. Сегодня эту услугу предлагает любой банк, активно работающий с МСБ. «Мы прекрасно знаем, что развитие малого предпринимательст­ва ведется по своим особым системам налогового и бухгалтерского учета, – говорит Надежда Карисалова. – Невозможно по квитанциям о вмененном налоге просчитать бизнес, который мы имеем в качестве заемщика. Поэтому оценивать его надо на месте. И уже на основе разработанных методик финансового анализа персональной отчетности давать заключение».

Сергей Безродный напоминает, что хороший бизнес-план остается отличным инструментом для получения кредита и предлагает совместными усилиями банков, властей и самих предпринимателей учить разрабатывать более детальные и цивилизованные проекты: «Бизнес-идеи есть, но мало кто показывает, как они будут работать, в каком объеме будет развиваться этот бизнес, когда окупится и т.д. Их надо прорабатывать детально. Тогда и МСБ станет более адекватно вписываться­ в экономику и кредиты получать легче». Василий Высоков поделился опытом в решении этой проблемы: «У нас есть набор типовых договоров, которые разработаны с участием международных и германских финансовых институтов, и при их содействии мы готовы финансировать креативных и инициативных предпринимателей. Они получат не только финансирование, но и практически уже разработанный готовый проект».

Леонид Шафиров считает, что эффективность, а значит и надежность малого бизнеса как заемщика, может повысить комплексный подход к проблемам и перспективам развития этого сектора в каждом конкретном населенном пункте: «В селе, например, кредитовать надо не только сельхозпроизводителей, но и переработчиков, и тех, кто сельхозпродукцию продает, возит, кто предоставляет услуги жителям этого населенного пункта. Тогда не будет перекосов, и в целом экономика конкретного села будет развиваться более гармонично и динамично. Уберите одну из составляющих – могут заглохнуть и другие направления. Но чтобы знать все проблемы этого селения, знать его экономическую картину и конъюнктуру местного рынка, надо работать и находиться там же».

Надежда Карисалова указала еще один способ получить доступ к кредитам тем малым предприятиям, которые не обладают достаточным залоговым обеспечением: «Хорошо работает схема, по которой банк предоставляет предпринимателям кредиты под гарантии уполномоченных региональных организаций, получивших субвенции из бюджета на создание механизма поручительства. Кроме этого мы предлагаем малым предпринимателям организовывать товарищества и сообщества, с абсолютно любой организационно-правовой формой – от профессиональных пулов до общественных организаций, которые своим совокупным капиталом или специально созданным фондом смогут выс­тупать поручителями или выставлять его в качестве залога за своих членов. Такая форма сотрудничества способна увеличить количество выдаваемых кредитов в разы».

ЮРИЙ ВОЛОХОНСКИЙ, директор ро­стовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», видит таких потенциальных коллективных заемщиков в лице кредитных аграрных кооперативов, которые могли бы взять на себя роль посред­ника между банком и подсобными хозяйствами.

Василий Высоков не стал дожидаться, пока будут созданы и начнут действовать гарантийные фонды. «Мы купили у правительства США гарантийную линию. В рамках договора с Американским агентством по международному развитию мы можем использовать его гарантии для обеспечения 50% по кредитам для тех, кому не хватает собственного залога. Мы высылаем к ним кредитного эксперта, он на месте смотрит бизнес, в течение суток оценивает проект и его возможности, сам оформляет документы на получение гарантии – и мы начинаем работать».

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.