Ашот Хбликян: Стать депутатом мешала фамилия
Основатель крупнейшей на Дону продуктовой сети «Империя продуктов» Ашот Хбликян шел в политику, чтобы удовлетворить амбиции и реализовать юношеские мечты. В статусе депутата гордумы он уже провел п
Основатель крупнейшей на Дону продуктовой сети «Империя продуктов» Ашот Хбликян шел в политику, чтобы удовлетворить амбиции и реализовать юношеские мечты. В статусе депутата гордумы он уже провел пять лет, а в октябре этого года был переизбран еще на одну пятилетку. По словам г-на Хбликяна, следующим этапом политической карьеры может стать Госдума.
Идея пойти в политику возникла у управляющего партнера ГК «Мега-Дон» АШОТА ХБЛИКЯНА в 2003 г. В то время он уже был успешным предпринимателем, его сеть «Империя продуктов» каждый год открывала в Ростове по 10–15 магазинов. «В бизнесе все было стабильно, появилось свободное время. Мне уже не нужно было по 10–12 часов проводить на работе, а сил при этом было— хоть отбавляй. И я решил— почему бы не попробовать себя в новом качестве?»,— вспоминает г-н Хбликян. На тот момент ему еще не было 30 лет, но, как выяснилось, основным препятствием на пути к депутатскому креслу был не возраст. «Когда я обратился за консультацией к одному опытному в политических делах человеку, он мне сказал: «Ты по всем критериям соответствуешь статусу депутата, но есть три существенных недостатка, которые могут стать препятствием на пути к депутатскому креслу— армянские имя, фамилия и отчество». После этих слов мне во что бы то ни стало нужно было стать депутатом. Я захотел доказать всем, что имя Ашот Кеворкович Хбликян— это не порок. Да, я армянин. Но я коренной ростовчанин, семь поколений моих предков живут в этом городе практически со дня его основания. И кому как не мне заниматься политическими вопросами в этом городе»,— рассказывает г-н Хбликян.
Депутатами должны быть состоятельные люди
Г-н Хбликян отмечает, что за годы депутатской деятельности его многие спрашивали, зачем он подался в политику: «Многие считают, что я пошел в гордуму, чтобы отстаивать интересы своего бизнеса. Но это не так». По его словам, проблем во взаимоотношениях с властью у него никогда не возникало. «Я не ощущал препонов со стороны администрации, хотя наша компания всегда была на виду и активно развивалась. Поэтому цели пойти во власть, чтобы лоббировать собственные интересы, не было»,— поясняет г-н Хбликян. А вот реализовать себя в новом качестве и выйти на новый уровень взаимоотношений с городом— такое желание было. «Еще в детстве я интересовался политикой. Когда мне было 12, возглавил совет пионерской дружины в школе. Должность обязывала организовывать мероприятия, направленные на сплочение пионеров. Уже тогда я понял, что могу и должен быть полезным людям»,— вспоминает бизнесмен.
Легко ли на деле стать депутатом? Велики были эмоциональные и денежные затраты?
— Во время предвыборной кампании 2005 года я провел 80 встреч во дворах с жителями района. Я пешком обошел каждый метр округа, каждый дом. В этом году количество встреч было около 50, но они были более массовые. Не могу сказать, что эта кампания была затратной. За пять лет работы у меня уже сформировалась структура — приемная, помощники, система приема обращений от населения. А вот эмоциональные затраты оказались огромными. Вот один пример. Пришел я как-то во двор одного дома на улице Стадионной. Там старушки сидят. Спрашиваю у них, что нужно, какие проблемы. А они мне— все хорошо, да только вот беседку бы отремонтировать, а то 20 лет без крыши стоит уже. Я сразу— все сделаю. На собственные средства отремонтировал я им эту беседку. Прихожу после с жителями двора встречаться. Тут как давай на меня один пенсионер орать: «Что ты сюда ходишь, я все знаю, ты нас обмануть хочешь. Не нужны нам твои «подачки». Я ж ему отвечаю: «Вы вот сколько здесь живете? Лет 40 или больше? И что вы за это время для своего двора сделали? Ничего?». Ну, в итоге нарвался на еще большие возмущения. После этой сцены два дня настроения не было. Делаешь людям добро, а тебя еще за это так «встречают». Или вот еще один пример. Жалуются мне жильцы дома по улице Ленина: «Вот, траншею тут рыли, все газоны нам перекопали, все разрушили». Я им говорю: «Сегодня среда, я к вам приду в субботу вместе с сыном, привезу саженцы, инвентарь. И вместе засадим вам новый газон». Как отшептало! Все в рассыпную, в разные стороны. «Что это мы в законный выходной будем работать?»,— говорят мне. А я им: «Так я ж не для себя— для вас делаю».
Как часто встречаетесь с избирателями? С какими еще жалобами к вам приходят жители района?
— Один раз в месяц я веду официальный прием. А вообще с наиболее активной частью моих избирателей я общаюсь практически каждый день. По телефону обращения тоже каждый день принимаем. По статистике, 8 из 10 вопросов, с которыми обращаются граждане, касаются работы управляющих компаний в сфере ЖКХ. Я раньше думал, что УК действительно попали в сложное положение— им достался ветхий фонд, денег всегда не хватает, низкая рентабельность. Неправда! На это ссылка, конечно, есть. Но ведь можно же людям просто объяснить их права, обязанности, и что они могут требовать. Почему люди должны жаловаться, ходить по всем инстанциям, чтобы получить расшифровку счетов? Или получить ответ на вопрос, почему без их согласия в доме заменили пластиковые окна, когда на эти деньги можно было заменить канализацию, отопление, сделать то, что действительно необходимо? А в некоторых УК работают на редкость толстокожие люди. Человек к ним приходит, говорит: «Здрасьте», а они ему сразу: «До свидания». Я часто бываю посредником между УК и жителями. Граждане обращаются ко мне с жалобами, я иду в УК, а там мне так сладко «поют», что плакать хочется от этих рассказов о том, как им трудно живется. На прошлой неделе решил собрать их вместе в администрации нашего района. Конструктивного диалога так и не вышло. Представители этих УК— просто хамы. Люди обращаются к директору, а он их чуть не посылает. И это при мне. А что творится, когда на этих собраниях нет представителей власти?! Я безумно злюсь на все это равнодушие и хамство!
Как вы можете повлиять на эту ситуацию?
— Пока возмущаюсь. Засыпаю их письмами, в прокуратуру пишу, в жилищную инспекцию. Но человек получает квитанцию, где вместо 580 рублей за месяц за свет, стоит цифра 5 800. И я иду к директору УК, а он говорит, что это нормально. Ну, о чем с ним дальше можно говорить, если человек считает, что все делает правильно?
Разочарование еще не наступило? Есть ощущение, что всю эту бюрократическую махину сдвинуть невозможно?
— Пока еще у меня есть силы помогать своим избирателям, и я намерен продолжать это делать. Могу сказать, что все пять лет депутатства я работал добросовестно. И это не пустые слова, я действительно уделял много времени, сил, денег на эту деятельность. Есть вопросы, которые приходится решать самостоятельно. Пример: не могу добиться от УК, чтобы она заменила стояк в одном из домов. Кучу доводов приводит компания, почему не может этого сделать. А это стоит 12 тысяч рублей. Приходится за свои деньги закрывать подобные вопросы. И такое случается довольно часто. Я и балконы людям за свой счет ремонтировал, и в школы оборудование закупал.
А как же решают подобные вопросы те депутаты, у которых нет доходного бизнеса?
— Никак. Просто «горлопанят» периодически на выборах. И все. Вот у меня был оппонент на выборах— женщина. Показывает она декларацию о доходах. А там— ноль. Заработная плата— тоже ноль. И она собирается при этом стать депутатом городской думы. А ведь нужно содержать приемную, помощников. И вопрос— когда она будет заниматься депутатской деятельностью? Ведь ей нужно деньги на пропитание зарабатывать. И что она может дать своим избирателям? Депутаты гордумы, в отличие от депутатов заксобрания, Госдумы, не получают заработной платы, у них нет оплачиваемых помощников. Поэтому все нужно содержать за свои деньги.
Я бы не хотел быть мэром города
Как признался г-н Хбликян, больших политических амбиций у него нет: «Я не вижу себя в чиновниках. Хотя предложения были. Как-то в беседе с Михаилом Анатольевичем я сказал, что кем бы не хотел быть, так это мэром города. Он удивился. Нет, это не мое. В этом статусе человек не может принадлежать сам себе. К тому же с моими именем, фамилией и отчеством, мне бы вряд ли позволили стать мэром». Ашот Хбликян говорит, что сейчас его такое положение полностью устраивает: для избирателей он может быть полезным и в статусе депутата гордумы. Хотя он был бы не прочь попробовать себя в качестве депутата Госдумы.
Коллеги-предприниматели обращаются к вам как к депутату за помощью?
— Я вхожу в совет директоров района. Не могу сказать, что много обращений поступает со стороны бизнеса. Но большая часть из тех, которые есть, касаются вопроса аренды и налога на землю.
Объясните, как депутаты гордумы, которые по большей части являются предпринимателями, могли принять постановление об увеличении налога на землю?
— Это вопрос не в компетенции депутатов гордумы. Те коэффициенты, которые мы утвердили, незначительно повлияли на величину налога на землю. Изменилась кадастровая стоимость земли, и с этим связано столь значительное увеличение. И с этим вопросом лучше обращаться к областным властям, которые являются заказчиком кадастровой оценки земли и утверждают ее стоимость.
Кажется, у вас были проблемы с получением разрешения на строительство торгового центра. Не пробовали решить их за счет связей в администрации?
— Мы уже шесть лет не можем начать строительство на одном пятне. 60 тысяч каждый месяц платим за аренду земли. Когда только начинали строить там, свой проект мы называли торговым центром, а сейчас это, скорее, «скворечник». Сначала жители близлежащих домов были против строительства, затем утвердили проект, а тут изменились требования — не хватает парковочных мест. Переделали. В этом году новая проблема— администрация утвердила новую градостроительную документацию. Пришлось сделать новый проект— административно-офисное здание. Но мы принципиально этот объект «добъем». Надеюсь, строительство начнется уже в мае следующего года. Как видите, моя депутатская деятельность никак не повлияла на сроки реализации этого проекта.
Успеваете совмещать депутатскую деятельность с бизнесом?
— Успеваю. Еще и время остается свободное. Сейчас я в поиске. Хочу заняться каким-то новым делом. Пока еще не решил, каким. Предприятие, которое я возглавляю, занимается разными видами деятельности. У нас есть девелоперские проекты, разноформатная продуктовая сеть, производство, рестораны и многое другое.
За какое направление конкретно вы отвечаете?
— За все. Да, у нас много родственников в бизнесе. Мой основной компаньон— мой дядя, Карен Хбликян, мой средний брат— Аршалус отвечает за часть магазинов и производство, сетью ресторанов занимается мой младший брат Арам. Все решения мы принимаем вместе. Мы советуемся по всем вопросам.
Недавно в прессе ходили слухи о том, что вы собираетесь продавать «Империю продуктов» федеральному ритейлеру X5 Retail Group. Так ли это?
— На данном этапе идет процесс оформления документов о передаче 30 магазинов под управление X5. После этого у нас останется порядка 35 магазинов «Империи продуктов». Сейчас мы нацелены развивать магазины крупного формата. В частности, до конца этого года откроем два больших супермаркета— 2500 тысячи квадратных метров в Ростове и 1900 квадратных метров в Новочеркасске, под новым брендом— «Фреш». Основной специализацией новой сети станет готовая еда и полуфабрикаты. Объем инвестиций в один магазин составляет в среднем 100 миллионов рублей, из них 25 миллионов идет на оборудование. Сколько новая сеть будет включать в себя магазинов, я пока затрудняюсь сказать.
С чем связано решение идти в крупный формат?
— Мы пытаемся себя обезопасить от конкуренции со стороны федералов. Чтобы выдержать эту борьбу, нужно идти в специализацию. В магазинах сети «Фреш» мы продаем много готовой свежей еды. Мы умеем готовить, у нас есть в этом опыт, и мы намерены сделать это основным конкурентным преимуществом. Мы не вступаем в ценовую борьбу с федеральными сетями, а уходим в сторону и создаем свой формат. Второй момент. Мы будем развиваться не в аренде, а в собственности. Этот фактор позволит нам строить так, как мы хотим, а также поможет обезопасить бизнес.
В каких сегментах еще можно вести борьбу с федералами?
— В ресторанном бизнесе. Как только Арам и Микаэл стали активно развивать сеть ресторанов «Рис», у федералов сразу отпало желание идти в регион. Все успешные ростовские ресторанные сети имеют местных собственников. Недавно мы открыли ресторан «Рис» в Сочи. Формат оказался востребованным. Теперь по Сочи у нас большие планы. Также мы намерены открывать рестораны «Рис» и в других городах Ростовской области и Кубани.
А в остальных сегментах у местного бизнеса будущего нет?
— Оградить город от натиска федералов невозможно. Да, реальность суровая— выживут сильнейшие. Малоэффективные местные предприятия нужно закрывать. Основной вид деятельности нашей компании— реализация алкогольной продукции. Так вот раньше нас часто приглашали в областную администрацию и «рекомендовали», чтобы мы торговали товаром местных производителей. И мы отчаянно пытались продавать продукцию ростовских заводов. Только зачем нужны такие предприятия, которые нужно поддерживать таким образом. Закройте их вообще и не мучайтесь. Вот пример. Приходит ко мне как-то руководитель одного колхоза, показывает бумажку и говорит: «Ты должен поддерживать местных производителей. Ты должен покупать мой рис». Я рассказал, куда ему пройти. Он тут же погрозил, что напишет на меня жалобу в министерство. А я ему в ответ: «И я напишу— у тебя продукция с грязью, с пылью, еще и по цене выше той, которую мне другие производители предлагают. Почему я должен тебя поддерживать?». Да, неприятно, что приходят федералы и вытесняют местный бизнес. Но именно федералы стимулируют нас улучшать качество продукции и повышать эффективность собственного бизнеса.
Стать депутатом мешала фамилия
Идея пойти в политику возникла у управляющего партнера ГК «Мега-Дон» АШОТА ХБЛИКЯНА в 2003 г. В то время он уже был успешным предпринимателем, его сеть «Империя продуктов» каждый год открывала в Ростове по 10–15 магазинов. «В бизнесе все было стабильно, появилось свободное время. Мне уже не нужно было по 10–12 часов проводить на работе, а сил при этом было— хоть отбавляй. И я решил— почему бы не попробовать себя в новом качестве?»,— вспоминает г-н Хбликян. На тот момент ему еще не было 30 лет, но, как выяснилось, основным препятствием на пути к депутатскому креслу был не возраст. «Когда я обратился за консультацией к одному опытному в политических делах человеку, он мне сказал: «Ты по всем критериям соответствуешь статусу депутата, но есть три существенных недостатка, которые могут стать препятствием на пути к депутатскому креслу— армянские имя, фамилия и отчество». После этих слов мне во что бы то ни стало нужно было стать депутатом. Я захотел доказать всем, что имя Ашот Кеворкович Хбликян— это не порок. Да, я армянин. Но я коренной ростовчанин, семь поколений моих предков живут в этом городе практически со дня его основания. И кому как не мне заниматься политическими вопросами в этом городе»,— рассказывает г-н Хбликян.
Депутатами должны быть состоятельные люди
Г-н Хбликян отмечает, что за годы депутатской деятельности его многие спрашивали, зачем он подался в политику: «Многие считают, что я пошел в гордуму, чтобы отстаивать интересы своего бизнеса. Но это не так». По его словам, проблем во взаимоотношениях с властью у него никогда не возникало. «Я не ощущал препонов со стороны администрации, хотя наша компания всегда была на виду и активно развивалась. Поэтому цели пойти во власть, чтобы лоббировать собственные интересы, не было»,— поясняет г-н Хбликян. А вот реализовать себя в новом качестве и выйти на новый уровень взаимоотношений с городом— такое желание было. «Еще в детстве я интересовался политикой. Когда мне было 12, возглавил совет пионерской дружины в школе. Должность обязывала организовывать мероприятия, направленные на сплочение пионеров. Уже тогда я понял, что могу и должен быть полезным людям»,— вспоминает бизнесмен.
Легко ли на деле стать депутатом? Велики были эмоциональные и денежные затраты?
— Во время предвыборной кампании 2005 года я провел 80 встреч во дворах с жителями района. Я пешком обошел каждый метр округа, каждый дом. В этом году количество встреч было около 50, но они были более массовые. Не могу сказать, что эта кампания была затратной. За пять лет работы у меня уже сформировалась структура — приемная, помощники, система приема обращений от населения. А вот эмоциональные затраты оказались огромными. Вот один пример. Пришел я как-то во двор одного дома на улице Стадионной. Там старушки сидят. Спрашиваю у них, что нужно, какие проблемы. А они мне— все хорошо, да только вот беседку бы отремонтировать, а то 20 лет без крыши стоит уже. Я сразу— все сделаю. На собственные средства отремонтировал я им эту беседку. Прихожу после с жителями двора встречаться. Тут как давай на меня один пенсионер орать: «Что ты сюда ходишь, я все знаю, ты нас обмануть хочешь. Не нужны нам твои «подачки». Я ж ему отвечаю: «Вы вот сколько здесь живете? Лет 40 или больше? И что вы за это время для своего двора сделали? Ничего?». Ну, в итоге нарвался на еще большие возмущения. После этой сцены два дня настроения не было. Делаешь людям добро, а тебя еще за это так «встречают». Или вот еще один пример. Жалуются мне жильцы дома по улице Ленина: «Вот, траншею тут рыли, все газоны нам перекопали, все разрушили». Я им говорю: «Сегодня среда, я к вам приду в субботу вместе с сыном, привезу саженцы, инвентарь. И вместе засадим вам новый газон». Как отшептало! Все в рассыпную, в разные стороны. «Что это мы в законный выходной будем работать?»,— говорят мне. А я им: «Так я ж не для себя— для вас делаю».
Как часто встречаетесь с избирателями? С какими еще жалобами к вам приходят жители района?
— Один раз в месяц я веду официальный прием. А вообще с наиболее активной частью моих избирателей я общаюсь практически каждый день. По телефону обращения тоже каждый день принимаем. По статистике, 8 из 10 вопросов, с которыми обращаются граждане, касаются работы управляющих компаний в сфере ЖКХ. Я раньше думал, что УК действительно попали в сложное положение— им достался ветхий фонд, денег всегда не хватает, низкая рентабельность. Неправда! На это ссылка, конечно, есть. Но ведь можно же людям просто объяснить их права, обязанности, и что они могут требовать. Почему люди должны жаловаться, ходить по всем инстанциям, чтобы получить расшифровку счетов? Или получить ответ на вопрос, почему без их согласия в доме заменили пластиковые окна, когда на эти деньги можно было заменить канализацию, отопление, сделать то, что действительно необходимо? А в некоторых УК работают на редкость толстокожие люди. Человек к ним приходит, говорит: «Здрасьте», а они ему сразу: «До свидания». Я часто бываю посредником между УК и жителями. Граждане обращаются ко мне с жалобами, я иду в УК, а там мне так сладко «поют», что плакать хочется от этих рассказов о том, как им трудно живется. На прошлой неделе решил собрать их вместе в администрации нашего района. Конструктивного диалога так и не вышло. Представители этих УК— просто хамы. Люди обращаются к директору, а он их чуть не посылает. И это при мне. А что творится, когда на этих собраниях нет представителей власти?! Я безумно злюсь на все это равнодушие и хамство!
Как вы можете повлиять на эту ситуацию?
— Пока возмущаюсь. Засыпаю их письмами, в прокуратуру пишу, в жилищную инспекцию. Но человек получает квитанцию, где вместо 580 рублей за месяц за свет, стоит цифра 5 800. И я иду к директору УК, а он говорит, что это нормально. Ну, о чем с ним дальше можно говорить, если человек считает, что все делает правильно?
Разочарование еще не наступило? Есть ощущение, что всю эту бюрократическую махину сдвинуть невозможно?
— Пока еще у меня есть силы помогать своим избирателям, и я намерен продолжать это делать. Могу сказать, что все пять лет депутатства я работал добросовестно. И это не пустые слова, я действительно уделял много времени, сил, денег на эту деятельность. Есть вопросы, которые приходится решать самостоятельно. Пример: не могу добиться от УК, чтобы она заменила стояк в одном из домов. Кучу доводов приводит компания, почему не может этого сделать. А это стоит 12 тысяч рублей. Приходится за свои деньги закрывать подобные вопросы. И такое случается довольно часто. Я и балконы людям за свой счет ремонтировал, и в школы оборудование закупал.
А как же решают подобные вопросы те депутаты, у которых нет доходного бизнеса?
— Никак. Просто «горлопанят» периодически на выборах. И все. Вот у меня был оппонент на выборах— женщина. Показывает она декларацию о доходах. А там— ноль. Заработная плата— тоже ноль. И она собирается при этом стать депутатом городской думы. А ведь нужно содержать приемную, помощников. И вопрос— когда она будет заниматься депутатской деятельностью? Ведь ей нужно деньги на пропитание зарабатывать. И что она может дать своим избирателям? Депутаты гордумы, в отличие от депутатов заксобрания, Госдумы, не получают заработной платы, у них нет оплачиваемых помощников. Поэтому все нужно содержать за свои деньги.
Я бы не хотел быть мэром города
Как признался г-н Хбликян, больших политических амбиций у него нет: «Я не вижу себя в чиновниках. Хотя предложения были. Как-то в беседе с Михаилом Анатольевичем я сказал, что кем бы не хотел быть, так это мэром города. Он удивился. Нет, это не мое. В этом статусе человек не может принадлежать сам себе. К тому же с моими именем, фамилией и отчеством, мне бы вряд ли позволили стать мэром». Ашот Хбликян говорит, что сейчас его такое положение полностью устраивает: для избирателей он может быть полезным и в статусе депутата гордумы. Хотя он был бы не прочь попробовать себя в качестве депутата Госдумы.
Коллеги-предприниматели обращаются к вам как к депутату за помощью?
— Я вхожу в совет директоров района. Не могу сказать, что много обращений поступает со стороны бизнеса. Но большая часть из тех, которые есть, касаются вопроса аренды и налога на землю.
Объясните, как депутаты гордумы, которые по большей части являются предпринимателями, могли принять постановление об увеличении налога на землю?
— Это вопрос не в компетенции депутатов гордумы. Те коэффициенты, которые мы утвердили, незначительно повлияли на величину налога на землю. Изменилась кадастровая стоимость земли, и с этим связано столь значительное увеличение. И с этим вопросом лучше обращаться к областным властям, которые являются заказчиком кадастровой оценки земли и утверждают ее стоимость.
Кажется, у вас были проблемы с получением разрешения на строительство торгового центра. Не пробовали решить их за счет связей в администрации?
— Мы уже шесть лет не можем начать строительство на одном пятне. 60 тысяч каждый месяц платим за аренду земли. Когда только начинали строить там, свой проект мы называли торговым центром, а сейчас это, скорее, «скворечник». Сначала жители близлежащих домов были против строительства, затем утвердили проект, а тут изменились требования — не хватает парковочных мест. Переделали. В этом году новая проблема— администрация утвердила новую градостроительную документацию. Пришлось сделать новый проект— административно-офисное здание. Но мы принципиально этот объект «добъем». Надеюсь, строительство начнется уже в мае следующего года. Как видите, моя депутатская деятельность никак не повлияла на сроки реализации этого проекта.
Успеваете совмещать депутатскую деятельность с бизнесом?
— Успеваю. Еще и время остается свободное. Сейчас я в поиске. Хочу заняться каким-то новым делом. Пока еще не решил, каким. Предприятие, которое я возглавляю, занимается разными видами деятельности. У нас есть девелоперские проекты, разноформатная продуктовая сеть, производство, рестораны и многое другое.
За какое направление конкретно вы отвечаете?
— За все. Да, у нас много родственников в бизнесе. Мой основной компаньон— мой дядя, Карен Хбликян, мой средний брат— Аршалус отвечает за часть магазинов и производство, сетью ресторанов занимается мой младший брат Арам. Все решения мы принимаем вместе. Мы советуемся по всем вопросам.
Недавно в прессе ходили слухи о том, что вы собираетесь продавать «Империю продуктов» федеральному ритейлеру X5 Retail Group. Так ли это?
— На данном этапе идет процесс оформления документов о передаче 30 магазинов под управление X5. После этого у нас останется порядка 35 магазинов «Империи продуктов». Сейчас мы нацелены развивать магазины крупного формата. В частности, до конца этого года откроем два больших супермаркета— 2500 тысячи квадратных метров в Ростове и 1900 квадратных метров в Новочеркасске, под новым брендом— «Фреш». Основной специализацией новой сети станет готовая еда и полуфабрикаты. Объем инвестиций в один магазин составляет в среднем 100 миллионов рублей, из них 25 миллионов идет на оборудование. Сколько новая сеть будет включать в себя магазинов, я пока затрудняюсь сказать.
С чем связано решение идти в крупный формат?
— Мы пытаемся себя обезопасить от конкуренции со стороны федералов. Чтобы выдержать эту борьбу, нужно идти в специализацию. В магазинах сети «Фреш» мы продаем много готовой свежей еды. Мы умеем готовить, у нас есть в этом опыт, и мы намерены сделать это основным конкурентным преимуществом. Мы не вступаем в ценовую борьбу с федеральными сетями, а уходим в сторону и создаем свой формат. Второй момент. Мы будем развиваться не в аренде, а в собственности. Этот фактор позволит нам строить так, как мы хотим, а также поможет обезопасить бизнес.
В каких сегментах еще можно вести борьбу с федералами?
— В ресторанном бизнесе. Как только Арам и Микаэл стали активно развивать сеть ресторанов «Рис», у федералов сразу отпало желание идти в регион. Все успешные ростовские ресторанные сети имеют местных собственников. Недавно мы открыли ресторан «Рис» в Сочи. Формат оказался востребованным. Теперь по Сочи у нас большие планы. Также мы намерены открывать рестораны «Рис» и в других городах Ростовской области и Кубани.
А в остальных сегментах у местного бизнеса будущего нет?
— Оградить город от натиска федералов невозможно. Да, реальность суровая— выживут сильнейшие. Малоэффективные местные предприятия нужно закрывать. Основной вид деятельности нашей компании— реализация алкогольной продукции. Так вот раньше нас часто приглашали в областную администрацию и «рекомендовали», чтобы мы торговали товаром местных производителей. И мы отчаянно пытались продавать продукцию ростовских заводов. Только зачем нужны такие предприятия, которые нужно поддерживать таким образом. Закройте их вообще и не мучайтесь. Вот пример. Приходит ко мне как-то руководитель одного колхоза, показывает бумажку и говорит: «Ты должен поддерживать местных производителей. Ты должен покупать мой рис». Я рассказал, куда ему пройти. Он тут же погрозил, что напишет на меня жалобу в министерство. А я ему в ответ: «И я напишу— у тебя продукция с грязью, с пылью, еще и по цене выше той, которую мне другие производители предлагают. Почему я должен тебя поддерживать?». Да, неприятно, что приходят федералы и вытесняют местный бизнес. Но именно федералы стимулируют нас улучшать качество продукции и повышать эффективность собственного бизнеса.