Подписаться
Курс ЦБ на 25.10
80,97
94,08

Анна Марченко: «Одноразовые» продажи уходят в прошлое, «одноразовые» продавцы пока остаются»

досье Анна Марченко Индивидуальный бизнес-тренер и консультант. Образование: МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет). Специальность «психолог, преподаватель

«Живи быстро и умри молодым» – как будто про отделы продаж в российских компаниях. Доля единичных сделок, не имеющих продолжения в бизнесе, все еще высока, а с «одноразовыми» sales-менеджерами, которых сменяют такие же «одноразовые», работодатели почти смирились. Бизнес-тренер Анна Марченко предлагает систему долгосрочного партнерства в продажах, в которую включены продавцы и их клиенты, работодатели и сотрудники и даже конкурирующие компании.
досье

Анна Марченко
Индивидуальный бизнес-тренер и консультант.
Образование:
МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет). Специальность «психолог, преподаватель психологии».
Сертифицированный тренер НЛП, опыт в продажах – 5 лет. Специализация: автор тренингов «Современные методы продаж», «Переговоры: искусство эффективных коммуникаций», «Психология эффективной рекламы», «Само-менеджмент: технологии успеха» и др. В качестве тренера и консультанта работала с «Макдоналдс», отелем Radisson SAS Lazurnaya, FUJIFILM, «Браво» (ТМ «Бочкарев»), ИД «Пронто-Центр» и др. 
Как выстроить систему обучения отдела продаж с учетом текучки кадров?
Зачем договариваться с конкурентами?
Для чего разделять продавцов по психотипам?

За 16 лет рыночной экономики сфера продаж претерпела радикальную трансформацию – господство продавца сменила мода на клиентоориентированность. Столь же радикально изменилась и психология продаж, которая отчетливо проявилась в речевых техниках продавцов.

Долгосрочное партнерство предполагает объективную оценку товара или услуги

Анна Марченко делит российскую историю активных продаж на три основных этапа: период агрессивного сбыта, времена продаж заискивающих, и, наконец, день сегодняшний, когда актуальна стратегия взаимовыгодного обмена.

Анна, как вы объясняете эту эволюцию?

Развитие продаж во многом обусловлено усилением конкуренции. В 90-е были популярны так называемые агрессивные продажи, или, проще говоря, «впаривание». Ассортимент товаров на рынке оставлял желать лучшего, колоссальная инфляция отбивала у россиян всякую тягу к сбережениям, поэтому покупали у того, кто был или самым громким, или самым настойчивым. Так как предлагаемый товар далеко не всегда соответствовал высоким стандартам качества, продавец был вынужден пускать пыль в глаза покупателю, стремился любыми способами заставить его купить.

После дефолта 1998 г. платежеспособный спрос упал в разы, конкуренция усилилась, а покупатели, обжегшись на прошлых необдуманных покупках, стали разборчивее и осторожнее, и тогда на смену агрессивным продажам пришли продажи заискивающие. Продавцам пришлось восстанавливать потерянное доверие, а для этого они были вынуждены становиться в позицию «снизу» и буквально упрашивать клиента купить. Сегодня позиции продавца и покупателя выравниваются. Самой актуальной и действующей в продажах становится стратегия партнерства, или «Выигрыш-Выигрыш». И первые заявления от продавца теперь не «Вам это нужно» или «Мы вас хотим», как это было раньше, а «Давайте познакомимся и поймем, насколько мы друг другу можем быть интересны и полезны».

Но ведь отказов не становится меньше. Они просто возникают уже на втором этапе – при личной встрече.

– Верно. Но даже в этом случае встреча даст результаты как для вас, так и для вашего партнера. Многие потенциальные покупатели сегодня понимают, что все развивается, мир не стоит на месте, и упущенная сегодня информация о ваших возможностях как поставщика может означать упущенную выгоду завтра. Например, если клиент отказывает вам, аргументируя это тем, что уже работает с несколькими поставщиками вашего профиля, не стоит предлагать ему отказаться от сотрудничества с ними в вашу пользу, суля более выгодные условия. Лучше сказать, например, следующее: «Может быть, и в нашем лице вы сможете найти для себя выгодного бизнес-партнера». Важно донести партнеру, что даже если у нас не получится сотрудничества, он, по крайней мере, будет информирован о нашем предложении.

Сейчас много говорят о том, что честность по отношению к покупателю – это и есть истинное партнерство и клиентоориентированность.

– Да, сегодня наблюдается тенденция увеличения доли так называемых открытых продаж, что предполагает честность и открытую заявку о своих намерениях. Информационной открытости способствуют СМИ, Интернет, независимые аналитики, всевозможные рейтинги. Крупные компании раскрывают свои финансовые показатели, и это становится их конкурентным преимуществом. Сейчас люди стали более компетентными во всех отношениях. Изменения, которые претерпела психология продаж, сказались и здесь. Если продавец и покупатель становятся партнерами, то обман между ними не только невозможен, но и невыгоден. Ставка делается исключительно на долгосрочное сотрудничество, а не на «одноразовые» сделки. И в продавце теперь ценится умение дать достоверную оценку возможностей товара или услуги, которые он предлагает. Менеджер по продаже рекламы, опираясь на аналитику результативности различных рекламных каналов – сегодня признаются в основном рейтинги Gallup Media – и проанализировав заказ клиента, поймет, что нужного эффекта тот не добьется и предложит ему другие варианты.

Есть и другой, более сложный и цивилизованный уровень партнерства, также нацеленный на долгосрочную перспективу и предполагающий высокую степень открытости – когда компании-конкуренты кооперируются и объединяют свои усилия в привлечении клиентов. То есть, если клиент приходит ко мне и я понимаю, что мой товар или услуга не соответствует его потребностям, я порекомендую обратиться к моим конкурентам. Подобные действия регулируются договором о взаимных рекомендациях. Раньше, да и сейчас, в большинстве компаний такое поведение продавца считалось запрещенным. Как так? На кого ты работаешь? Но теперь такие варианты сотрудничества конкурентов становятся возможными.

Продавец «два в одном» может выйти компании боком

Концепция долгосрочного сотрудничества, предлагаемая г-жой Марченко, подразумевает не только выстраивание партнерских отношений между продавцом и покупателем и между компаниями-конкурентами, но также – между продавцами и их работодателем. Менеджеры по продажам  – особая категория персонала. Их положение в компании двояко. С одной стороны, это непосредственные добытчики, те, кто приносит фирме деньги. С другой стороны, в большинстве своем их воспринимают как некий расходный материал, с текучкой которого руководители если не смирились, то по крайней мере осознали это как свершившийся факт.

Некоторые эксперты считают, что регулярное обновление сотрудников отделов продаж – это данность, и ничего тут не попишешь.

 – Замечено, что менеджер по продажам может быстрее сделать карьеру, переходя из компании в компанию. А все потому, что если человек растет внутри предприятия, бывает, что оценка руководства не поспевает за его профессиональным ростом. Руководитель воспринимает профессиональное взросление сотрудника как естественный процесс, или даже видит в этом заслуги самой компании, которая вложилась в его обучение. Директор не только не повышает его в должности и в зарплате, но часто даже наоборот – занижает проценты. На тренингах мне менеджеры часто жалуются: обороты компании увеличились, а проценты уменьшились. Бывает, что компания, занимая на рынке все более твердые позиции, прямо заявляет своим менеджерам по продажам: «Ну мы же круты! Вам теперь стало намного легче продавать, так как бренд работает сам на себя!» и по этой причине начинает им меньше платить. Отчасти это правда, и некоторые люди сознательно идут на низкооплачиваемую работу лишь для того, чтобы этот бренд значился в их резюме. Но я такую политику не одобряю – на мой взгляд, она только провоцирует кадровую текучку.

Если продавцу легче вырасти, периодически меняя место работы, как в таком случае работодателю выстроить систему обучения менеджеров по продажам, чтобы его инвестиции не были потрачены зря?

–К примеру, можно оплачивать только половину стоимости тренингов и семинаров, которые проходит сотрудник, а остальную сумму возложить на него самого. Либо, если компания проводит обучение менеджеров полностью за свой счет, нелишним будет заключить договор, по которому сотрудник,прошедший такое-то обучение, обязан в течение 1-2 лет отработать в компании, а если вдруг захочет уйти раньше, должен будет выплатить предприятию неустойку.

Нужно учитывать и разность человеческих психотипов продавцов. Например, если продавец по психотипу активный, ориентирован на достижение все новых рубежей, с высокой стрессоустойчивостью, но при этом плохо переваривает дела рутинные и повседневные, то ему больше подходит роль «бойца», «завоевателя» новых клиентов. Есть другой психотип – «садовник». У такого лучше получается ухаживать, то есть поддерживать и развивать отношения с уже имеющимися клиентами. Но стрессоустойчивость у него ниже, чем у «бойца», и порой даже позвонить в новую фирму для него – большая проблема. Поэтому на Западе давно практикуется система тандемных продаж. Активный по психотипу менеджер находит клиента, а затем передает его для дальнейшего сотрудничества менеджеру с другим психотипом. У нас же продавцы чаще всего универсалы – и новых клиентов привлекают, и старых обслуживают.

А что, на ваш взгляд, эффективнее – универсальные продавцы или тандемные продажи?

– Продавец «два в одном» может выйти компании боком. Человек склонен двигаться по пути наименьшего сопротивления, поэтому выбирает то, что ближе его психотипу. И происходят перекосы: руководитель, скажем, выбирает стратегию увеличения рыночной доли компании, для чего ставит цель – нарастить клиентскую базу, а его менеджеры-«садовники» продолжают «окучивать» старые «грядки». В обратной ситуации, когда дана установка перейти от количества к качеству, а «бойцы» рвутся к новым завоеваниям, эффективность тоже страдает. Эти моменты стоит учитывать еще на этапе приема менеджеров на работу. И если уж вы взяли курс на универсальность своих сотрудников, то и систему обучения нужно выстраивать таким образом, чтобы выровнять их компетенции.

Часто приходится слышать от владельцев компаний: мол, что-то у меня продажники приуныли, дай-ка я их на тренинг отправлю. Может, их там ничему новому и не научат, ну так хоть растормошат немного. Вы как к такой позиции относитесь?

– Абсолютно нормально. Не надо питать иллюзий – ни один краткосрочный двухдневный тренинг не сделает людей другими. Для того чтобы навык сформировался, понадобится от 21 до 40 дней ежедневных тренировок. Тренинг работает как доза. У него есть свое время действия. Хороший тренинг может давать эффект от полугода до года. Первая неделя после тренинга – период активного «устаканивания» материала, происходит некое переформатирование знаний. Потом начинается стадия, когда человек пытается что-то пробовать и понемногу применять те знания, которые он получил на тренинге. Это еще около месяца. А дальше может возникнуть ощущение, что все как будто бы забылось. Если тренинг был по-настоящему хороший, то периодически в нужные моменты необходимые знания в голове всплывают. Но если полученный на тренинге навык не поддерживается и не развивается, то эти знания атрофируются точно так же, как без постоянной практики человек теряет владение иностранным языком. Как известно, перестаешь тренироваться – теряешь форму. И тогда работодателю придется как минимум каждые полгода проводить очередной тренинг в качестве допинга. Лично я считаю, что самое лучшее обучение – систематическое, т.е. периодическое, дозированное и пролонгированное. Именно поэтому я рекомендую клиентам приглашать внутреннего тренера. Это не только эффективнее «одноразовых» тренингов, но и экономически выгоднее.

Самое читаемое
  • «Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес«Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес
  • Новый премьер-министр Японии хочет заключить мирный договор с РоссиейНовый премьер-министр Японии хочет заключить мирный договор с Россией
  • Правительство Свердловской области выставило на продажу 50% акций ФК «Урал»Правительство Свердловской области выставило на продажу 50% акций ФК «Урал»
  • 17 компаний и все акции Алексея Боброва перешли Росимуществу17 компаний и все акции Алексея Боброва перешли Росимуществу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.