Алексан Мкртчян: Введите «все включено» и к вам поедут
Алексан Мкртчян, владелец и генеральный директор сети турагентств «Розовый слон», уверен, что рынок туризма не падает во время любого кризиса. И его объем все время растет.
Алексан Мкртчян рассказал «ДК», почему самый дорогой туризм — внутренний.
Причина стабильности рынка проста: даже во время кризиса люди в последнюю очередь экономят на своем отдыхе. В России сформировалась категория людей, которые стабильно по нескольку раз в год отдыхают последние 10-15 лет. Зимой это, как правило, горнолыжные туры. С каждым годом фанатов зимнего спорта становится все больше. Алексан Мкртчян признается, что это «удобные клиенты» для туроператоров, так как выкупают зимние путевки в июле-августе. Кроме того, устойчив сегмент клиентов, регулярно выезжающих из зимы в лето. Рынок выездного туризма стабильно растет. В среднем на 15% в год, но по некоторым направлением рост достигает 70%. Емкость рынка только в Ростове в 2012 г.— 7 млрд руб., в 2013 г., по оценкам экспертов, она вырастет до 8 млрд руб.
Не все включено
Стабилен рынок еще и потому, что сейчас в туризме постепенно стирается грань между сезонами: в январе компании полным ходом «продают» июнь, июль, август, но на 20-30% дешевле, чем летом. «Недавно был на заседании ростовского клуба финансистов, — рассказывает Алексан Мкртчян. — Удивил банкиров: у нас скидка 30% на путевки, если посчитать, то это 60% годовых. Никто из банкиров таких ставок под депозиты не дает. Максимум — 12% годовых».
Разговаривала с Татьяной Нечепаевой (Прим. ред. - «Рейна-тур НТВ»): она уверена, что внутренний туризм, прием гостей в Ростове — это выгодно. Именно это направление бизнеса в кризисе позволит им выстоять и даже заработать больше обычного. Ваше мнение?
— Конечно, есть категория людей, которые привыкли отдыхать в России, но здесь, наверное, буду оппонировать Татьяне Владимировне. Давайте посмотрим на Ростов. Я специально не беру Москву и Питер или Золотое кольцо России, или Черноморское побережье от Анапы до Адлера, куда люди приезжают с целью туризма. В Ростов большая часть гостей приезжает по делу.
Это же тоже вид туризма — деловой.
— Не совсем. Когда мы говорим «бизнес-туризм», то ключевое слово здесь — не «туризм», а «бизнес». В Воронеж, Уфу, Пермь, Ростов люди приезжают на 2-3 дня в командировку. В первый день — переговоры, во второй — просмотр достопримечательностей. Если в бизнесе наступил кризис, то никто ни в какой Ростов-Уфу, Пермь не поедет. И наоборот?— плохо у человека идут дела. Взял он кредит. Кредит просрочен, банки звонят, коллекторы угрожают. Причем я не говорю про потребкредит в 100 тыс. руб., а про нормальный такой займ в 100 млн руб. Вот как вы думаете, такой заемщик купит себе тур стоимостью в 100-200 тыс. руб. Купит и уедет на 10 дней на тот же Маврикий, чтобы привести голову в порядок. Подумать, как ему разговаривать с банкирами, коллекторами.
Вы сказали «люди, которые привыкли отдыхать в России», и оттенок этих слов мне показался негативным. Есть канал «Моя планета», там цикл передач, посвященный интересным местам именно в России. Причем иногда с удивлением узнаешь, что эти места недалеко от нас, но, несмотря на это, там, мягко скажем, не людно.
— Есть два подхода. Конечно же, я сам родился в России, вырос. Прекрасно понимаю, что Россия?— интересная страна с большим туристическим потенциалом. А теперь вспомним, что я — работник туротрасли, бизнесмен. Отвечаю за то, чтобы бизнес мой процветал, работники хорошо жили и зарабатывали. Бизнесмен вам ответит — на внутреннем туризме, на турах по России хорошо заработать невозможно.
Разложите по полочкам — почему?
— Допустим, телеканал вам показывает озеро Байкал — красивое озеро, одно из самых глубоководных пресных озер в мире.
Сейчас вы расскажете, сколько стоит доехать до него.
— Да, это первое. Прямого рейса в Иркутск нет. Надо ехать через Москву. Самый дешевый билет «туда-обратно» обойдется в 22 тыс. руб. Если вы заранее купите. В сезон — это 30 тыс. руб. Проживание. Ну, допустим, гостиница «Листвянка»?— есть такая на берегу Байкала, двухместный номер стоит 9 тыс. руб. в сутки. Не помню либо с завтраком, либо с завтраком и ужином. В Иркутск не поедешь же на 2-3 дня. Надо ехать на недельку. Считаем: на двоих 63 тыс. Билеты — 60 тыс. Итого — 120 тыс. руб. без каких-либо расходов. Это сколько ж денег надо брать - 150-160 тыс. руб.? А вы знаете, что средняя сумма чека в ростовских туркомпаниях на путевку «папа-мама-ребенок» до кризиса была 60 тыс., сейчас — 50 тыс. руб.?
Дальше — Черное море. Это вообще рядом, и это главное преимущество Черного моря — только поэтому люди туда еще едут. Сел на машину, посадил семью и платишь только за бензин. А если ты полетел — неважно куда — Турция, Греция, Хорватия, Испания, ты обязан купить билеты. Но как только ты попадаешь в точку назначения, начинаешь экономить. В Греции, например, шикарный отель, где «все включено», питание с настоящим не поддельным оливковым маслом, с хорошими помидорами, с козьим сыром, бараниной по системе «все включено» будет стоить 100 евро на всю семью в день. В Сочи отель 4 тыс. руб. не будет стоить, если в цену номера включено хорошее греческое пиво и шведский стол. Наши отельеры прекрасно понимают, что ростовчанину, особенно краснодарцу до них доехать дешевле, чем поехать заграницу. Но попробуйте притащить в Сочи москвича или петербуржца.
Я много встречала москвичей и питерцев.
— Знаете, кого вы встречали? У нас очень много невыездных людей. Люди, которые связаны с секретностью. Их миллионы. Далее?— должники, невыездные по экономическим соображениям. Есть люди, которые боятся летать. Таких примерно 7%. Им проще из Москвы на поезде поехать в Сочи, чем на самолете в Грецию. Этим и пользуются наши отели.
То есть они пользуются слабостями?
— Да, вчистую они проиграют всегда. Но главное — много ли отелей на побережье, работающих по системе «все включено»? Очень мало — буквально десяток.
Даже не назову...
— Ну есть-есть. «Прометей» в Лазаревском, есть еще в Анапе. Меньше десятка, но они есть. А отелей-то у нас на Черном море тысячи. В Турции наоборот — много ли вы отелей назовете, где «не все включено» — два или три из 5 тысяч. Бесплатно дарю беспроигрышный маркетинговый ход для российских отельеров: введите систему «все включено» и к вам поедут люди. Туристический рынок сейчас конкурентный, вариативный и разнообразный. Причем конкуренция здесь как между турфирмами, так и между направлениями.
В этом году большинство сочинских отелей заявили, что они ни на одну копейку цены не поднимут. Я надеюсь, это будет правдой. Возьмем Турцию. Уже несколько лет подряд в долларах поднимают цены на 10%. Поднимали, потому что русский рынок рос высокими темпами. Теперь рост замедлился: с 15% упал до 10%. А вот Греция и Испания не поднимают цены уже третий год подряд. В результате — по Испании в прошлом году рынок вырос на 35%,?по Греции— на 40% и ждем в этом году роста до 70%.
Не банкротство отдыха
Конкуренция на туристическом рынке России привела к тому, что компании в борьбе за клиентов начали демпинговать. Привело это к ряду громких банкротств, последнее из которых?— это банкротство «Ланта-тур вояж». Туроператор разорился в начале 2012 г., вызвав большой резонанс на рынке. В его спасение даже вмешался лично Владимир Путин, хотя к восстановлению работы компании эта помощь не привела.
В чем вы видите причину череды банкротств? Ведь получается, что каждый раз, покупая тур, мы рискуем.
— Банкротство — конечно, нехорошая вещь, но мы не можем их предотвратить. Там целый комплекс причин, ведь банкротство «Ланты-тур вояж» — это просто громкое дело, а ведь были еще порядка десятка банкротств не таких крупных компаний в 2010 г. Действительно, вопрос тут в том, как предохранить потребителя от этих финансовых потерь? Вспомните последнее нашумевшее банкротство «Черри-тур». Всем ее пострадавшим клиентам страховая компания вернула деньги.
Вот мы говорим о банкротствах туроператоров, а бывают же банкротства турагентств. Как предохранить себя от банкротства турагентств? Я являюсь членом правления Российского союза туриндустрии. Одна из наших идей — страховать финансовую ответственность турагентств на определенную сумму. Сумма должна быть сопоставима с финансовым оборотом турфирмы.
Несколько лет назад, насколько я помню, была введена система...
— …финансовых гарантий для туроператоров. Она работает.
Она не покрывает издержек?
— Если турагентство не заплатило туроператору, то как она покроет? Она закрывает, если только турагентство заплатило туроператору, а туроператор обанкротился. А вот недобросовестное агентство не заплатило туроператору. Вот здесь нужно систему финансовых гарантий для турагентств.
В каком направлении нужно работать? Создавать какую-то ассоциацию либо работать со страховыми компаниями?
— Мое мнение, что страховать нужно не на конкретную сумму, а каждого выезжающего туриста.
То есть это работа в тандеме: туроператор?— страховая компания.
— Только так. Я не работал никогда в страховой компании, не профессионал в этой области, но понимаю, что 100 млн руб. — это подъемная сумма для страховой компании, а если речь идет о миллиардах рублей? Ведь в случае банкротств крупных операторов речь пойдет именно о таких выплатах. Не каждая страховая компания сможет их «потянуть». Тут нужен пул страховщиков, чтобы была возможность перестраховать риски.
У вас сеть офисов по южному округу страны. В каких городах емкость туррынка выше?
— Ростов — однозначно лидер. На втором месте — Краснодар, третье делят между собой Ставрополь и регион Кавминвод. Ростовский рынок больше краснодарского примерно процентов на 20%. Но, к сожалению, разрыв постоянно уменьшается.
Ростовский рынок сужается или краснодарский увеличивается?
— Краснодарский увеличивается. Раньше был отрыв примерно 50%. Мой прогноз — в ближайшие два-три года этот отрыв сократится до 10%. Но никогда не сравняется по одной простой причине. У Ростова более выгодное географическое положение.
Надежда Назарова