А вы как с должниками поступаете?
Станислав Петренко технический директор Южного региона ОАО «ВымпелКом» Несколько раз случалось, что некоторые мои заемщики мне долг так и не отдали. Первый раз я ждал год, потом напоминал. Один р
Станислав Петренко
технический директор Южного региона ОАО «ВымпелКом»
Несколько раз случалось, что некоторые мои заемщики мне долг так и не отдали. Первый раз я ждал год, потом напоминал. Один раз простил человеку долги, но вычеркнул его из круга своих знакомых. Второй раз я все же добился возврата долга, и все равно с должником разорвал все отношения. На мой взгляд, возврат долга — дело чести, долги надо возвращать всегда, если только кредитор сам не предложит деньги не отдавать.
Алексей Тактаров
генеральный директор ЗАО «ЮбиТек»
Мы всегда стараемся идти навстречу клиентам-должникам. Если контракт связан с длительной по времени и дорогостоящей поставкой вычислительного или инженерного оборудования, то совместно с заказчиками определяем удобный для обеих сторон график платежей. Сложнее бороться с отговорками «мы скоро оплатим счет», «мы не можем заплатить, у нас нет денег» и т.п. В каждом случае подходим к должнику индивидуально. В договоры включаем пункты, оговаривающие штрафы, пени или обращение в суд.
Михаил Сахно
главный специалист по IT ОАО «Горизонт»
Наши должники — это, как правило, люди вменяемые — с высшим образованием и определенным общественным статусом (фирмы-поставщики ПО, ВТ, ИТ-услуг, комплектующих и т.д.). Поэтому, если появляются случаи неплатежей или непоставок в срок, они улаживаются на уровне повышенного тона в диалоге. С вышестоящим руководством или владельцами бизнеса мы всегда способны договориться без применения радикальных мер.
Андрей Сичкарук
директор ростовского представительства ООО «Экотустлайн»
В основном, мы работаем по факту оплаты. Но есть фирмы, которые давно с нами сотрудничают, отношения уже завязаны на личном контакте либо с директором, либо с начальником отдела логистики. Поэтому, если таким клиентам груз нужен раньше, чем они успели оплатить, мы идем на уступки. Но если выявляется давняя задолженность, мы предупреждаем их о последствиях. К примеру, о том, что следующий груз не будет отдан до погашения всего долга.
Ирина Пасечная
генеральный директор компании «Pragmatika-Юг»
Должников у нас немного — за 4 года работы было всего 3 случая, причем все — с корпоративными клиентами. Для того, чтобы вернуть деньги, мы сначала постоянно связываемся с клиентом-должником и оказываем на него психологическое давление при каждом контакте. Если это не помогает, обращаемся в суд и дальше действуем по стандартной схеме. К коллекторским компаниям мы не обращаемся, поскольку оплата их услуг порой превышает сумму долга.
Марина Елькина
заведующая юридическим бюро «Твой адвокат»
Чаще ко мне обращаются по вопросам возвращения долгов, но и у меня бывают должники. Принцип у меня такой: если человек не платит, я его сначала предупреждаю; если денег по-прежнему нет — разрываю с ним договорные отношения и впредь не работаю. На мой взгляд, юрист, который обращается к другому юристу по вопросу возвращения клиентских долгов — это абсурд и таких прецедентов у меня не было. Я считаю, что в суд обращаться — крайняя мера, надо пытаться договориться.
Петр Склифасовский
генеральный директор филиала BSGV в Ростове-на-Дону
Решать проблему невозвратов BSGV старается еще до ее возникновения. Мы достаточно скрупулезно подходим к процессу оценки потенциального заемщика, неважно — физическое или юридическое лицо он представляет. Все кредитные предложения BSGV сбалансированы по показателю «риск-доходность». Такая политика приобретает особое значение в условиях кризиса, когда финансовое состояние многих, даже считавшихся надежными, заемщиков пошатнулось. А долги мы взыскиваем в определенном законом судебном порядке.