Самвел Налбандян: Не стоит нормальным людям приходить в журналистику
Самвел Налбандян, генеральный директор ИД «Русмедиа Групп», уверен, что будущее медиабизнеса за интернетом, и начинать надо не с мегаполисов, а с небольших городов.
Портал bloknot-rostov.ru стал перспективным продолжением истории газеты «Блокнот», которая выходит полуторамиллионным тиражом в 11 городах России. Продолжением логичным, учитывая тренды печатных СМИ уходить в Сеть, и многообещающим — в будущем ИД « Русмедиа Групп » планирует расширить сеть городских порталов Bloknot по всей России до нескольких сотен. По словам Самвела Налбандяна, портал Bloknot — это информационный ресурс, откуда жители узнают новости своего города, и это совсем не электронный аналог бесплатной рекламной газеты «Блокнот».
Идея без комплексов
«Я по образованию историк. В 1989 году я написал в областную газету открытое письмо о том, что надо запретить преподавать историю КПСС. Когда редактор газеты увидел это письмо, предложил мне работу со словами «мне нужен такой сумасшедший». Так началась моя журналистская карьера. До сих я руководствуюсь этим принципом: надо искать сумасшедших людей. Не стоит нормальным людям приходить в журналистику, потому что она требует перманентной любви к жизни. Роль личности первостепенна в медиапроектах, идеи ничего не стоят без людей. И нет нереализуемых идей: есть люди способные или не способные осуществить те или иные идеи.
В моей жизни было три величайших встречи. Первая — с моей будущей женой, вторая — с Арамом Ашотовичем Габреляновым, создателем газеты «Жизнь», где я начинал работать внештатным корреспондентом и откуда уходил через 17 лет уже генеральным директором всего медиахолдинга. Третья — с Олегом Пахолковым, депутатом Государственной думы VI созыва от партии «Справедливая Россия», после знакомства с которым и увидела свет газета «Блокнот».
Первая газета «Блокнот» вышла сначала в Волгодонске. Там же появился и наш первый городской портал. Как ни странно, но в Ростове проект в Интернете мы сделали одним из последних, потому что здесь острее ситуация с конкурентами.
Мой основной принцип в журналистике и в работе с порталом bloknot-rostov.ru — нужно всегда быть на острие и быть бескомпромиссным. Во время путча в 1991 году я трое суток стоял в 3-х метрах от Бориса Николаевича Ельцина на балконе Дома правительства. Когда в Грузии свергали Звиада Гамсахурдию, на проспекте Руставели шла перестрелка. Я был там всю неделю. Тогда не было Интернета, поэтому каждый вечер я шел на переговорный пункт, звонил в Ульяновск в редакцию, где работал на тот момент, диктовал по телефону заметку и возвращался работать дальше. Всегда надо быть в центре событий. Как тогда, так и сейчас в работе редакции bloknot-rostov.ru никогда не стоит вопрос — ехать на событие или нет. Поэтому копипаст — страшный враг журналистики!
Несколько лет назад я услышал фразу «комплекс свинцовой задницы». Это когда журналисту лень выехать на новость. Моя семья уже знает, что если мы едем на машине, и я вижу что-то интересное, то мы останавливаемся, я выхожу из автомобиля, все расспрашиваю, делаю фото. Если в журналисте нет такой инициативы, участливости, то это уже не журналист, а беллетрист. А нам не нужны писатели.
Хотя у меня нет журналистского образования. И от своих сотрудников я его не требую. Таня Черепанова, главный редактор портала, тоже не имеет журналистского образования. Ведь на факультете журналистики не научат, как общаться с МЧС, с полицией, социальными службами, как работать с первоисточниками. К слову, 70% успеха портала Bloknot — это ее заслуга. Она инициативна, упорна, настоящий профессионал, преданный своей работе. Я в работе человек бескомпромиссный. После планерок люди иногда вылетают из моего кабинета в истеричном состоянии. А с Таней у нас гармоничный союз профессионалов.
Путь к миллионному трафику
Развивать медиа в Сети, конечно, сложнее, чем на бумаге. Здесь иные законы конкуренции. В топ новостей Yandex ты попадаешь по нескольким причинам. Интернет построен на связях поисковых систем с ресурсом. Чем выше базовые позиции ресурса, тем и ты выше в топе. Вот ты выкладываешь на портал в 9 утра эксклюзив, в 11 утра твой конкурент его перепечатывает, в 12 часов дня еще один, а в топ Yandex может попасть тот, кто сделал копипаст твоего материала в 2 часа дня, потому что у него ИЦ (индекс цитируемости. — Прим. ред.) выше. Это парадокс и правило Интернета.
Мы производим огромное количество манипуляций, чтобы увеличить посещаемость нашего портала. Это и публикация эксклюзивных новостей, и работа над высоким уровнем цитируемости, и активность в социальных сетях. Перечислять можно бесконечно.
Последнее время мы столкнулись с тем, что с технической точки зрения наш сайт не совершенен. Если бы он был более совершенным, наши показатели были бы на 30-50% лучше, чем сейчас. А начинали его мы по принципу Наполеона: ввяжемся в войну, а там посмотрим.
Несколько лет назад я поделился со своими друзьями — большими профессионалами в IT-сфере, идеей сделать портал. Тогда они мне сказали, что ничего хорошего из этого не выйдет: нужен мощный движок, специалисты, основной трафик в регионах уходит к поисковикам, социальным сетям и почтовым сервисам, рекламодатели идут туда же. «Вы потратите несоизмеримые деньги, получите трафик в 8-10 тыс., а с рекламы будете получать гроши», — заявили они мне тогда. Но я понимал, что надо развиваться. Мы начали на простом движке, который не отвечал и четверти необходимых требований для такого портала.
Сейчас мы уже планируем сменить движок. Начали с Волгодонска, где взяли готовое решение, которое адаптируем под наши нужды. Для Ростова под нас пишется новый движок. Это самая дорогая часть того, что мы делаем, и, конечно, рассчитываем на финансовую отдачу. Сейчас мы близки к рентабельности, но пока не дотягиваем.
СМИ — это тоже бизнес. Ситуация: сидят два человека и копипастят отовсюду новости. Потом идут и рассказывают об этом проекте некоему дяденьке. Просят у него денег. Дал. Начинают осваивать. Дяде через год это надоедает, и он решает, что медиа — это не бизнес. Замечательный это бизнес! Одни из самых богатых людей в мире — это медиамагнаты: Аксель Шпрингер, Тед Тернер, Руперт Мердок. Если ты не можешь этим заниматься, это еще не значит, что этим заниматься не стоит. Просто процесс надо понимать изнутри. И, конечно, иметь двойное чутье — чутье бизнесмена и чутье журналиста, который понимает, что нужно медиасреде.
В планах на будущее у нас создать 300 городских информационных порталов по всей России — в Шахтах свой, в Таганроге свой и так далее. Причем чем меньше город, тем легче это сделать. Ведь в маленьком городе связи очень крепки. Например, устраиваем конкурс красоты. 100 девушек присылают свои фото, а у каждой из них по 60 друзей кликают ссылку, голосуя за фото. Ничего не надо продвигать. Все само продвигается.
Да, мы сделаем 300 городских информационных порталов. И получим миллионный трафик в день. И сможем охватить все эти и рекламные, и информационные рынки. И создадим высокую степень лояльности к нашему бренду.
Подготовила Мария Карачевцева