Деловой квартал / Новости / Обзор:Частные медицинские клиники

Обзор:Частные медицинские клиники

03:00   08.12.2008

Ростовский рынок частных медицинских услуг эксперты считают одним из наиболее активно развивающихся среди крупных регионов страны. Однако из-за кризиса ведущие клиники, делавшие ранее ставку на корпоративных клиентов, вынуждены резко менять свою стратегию развития и расширять клиентскую базу. В то же время игроки рынка, работавшие преимущественно с частными клиентами, прогнозируют падение спроса на дорогостоящие услуги уже через несколько месяцев.

эксперты
Андрей Волков
директор медицинской консалтинговой компании Orgdoctor (Москва)
Мария Грицихина
директор ООО «Центр лазерной медицины»
Андрей Забелев
директор диагностического центра «Евродон»
Алексей Кузнецов
главный врач медицинского центра «Гиппократ»
Марианна Пономарева
главный врач консультационно-диагностического центра «Наука»
Елена Размыслова
коммерческий директор медицинского центра «Исцеление»

Сколько готов тратить москвич и ростовчанин на свое здоровье?
На какие медицинские услуги ожидается падение спроса?
Как планируют удержаться на плаву крупные игроки?
«Любой рынок следует за платежеспособным спросом, в том числе и рынок част- ных медуслуг, — констатирует директор медицинской консалтинговой компании Orgdoctor АНДРЕЙ ВОЛКОВ. — По данным маркетологов, рост частных медицинских услуг возможен в условиях, когда средний ежемесячный доход населения составляет не менее $450 на одного члена семьи. При этом в Москве среднедушевой доход на одного человека до сентября этого года достигал $1 тыс.» Г-н Волков отметил, ссылаясь на исследования аналитиков, что среднегодовые затраты на услуги платной медицины на одного жителя Москвы составляют около 16 тыс. руб., в то время как в крупных нестоличных городах эта сумма находится на уровне 7,3 тыс. руб. Теперь же, в усложнившихся экономических условиях, игроки рынка частных медицинских услуг опасаются, что падение платежеспособности клиентов превратит все долгосрочные прогнозы аналитиков в научно-фантастические домыслы.
По количеству клиник стоматологов догоняют гинекологи и пластические хирурги

Рынок частных медицинских услуг в Ростове, как и в других российских городах, начал формироваться 10—15 лет назад со стоматологических клиник. «Это не удивительно, поскольку данный сегмент медуслуг стал первым, от которого отказались госучреждения из-за недостаточного финансирования», — считает Андрей Волков. Со временем начали развиваться и другие направления: гинекология, урология, офтальмология, эстетическая хирургия».

Наиболее крупным игроком донской столицы в сегменте многопрофильных клиник игроки рынка называют медицинский центр «Гиппократ», который начал свое развитие еще в девяностые годы, а также медицинский центр «Альянс». По оценкам экспертов, в Ростове компаниями-лидерами в сегменте офтальмологии выступают ростовский офтальмологический комплекс «Леге Артис» и филиал федеральной сети клиник «Эксимер», в сегменте урологии и гинекологии — международная сеть «Уро Про», диагностические центры «Наука» и «Евродон». Также многие эксперты, говоря о влиятельных игроках рынка, упоминают больницу СКЖД, «Областной консультационно-диагностический центр», но несмотря на то, что эти медцентры оказывают платные медицинские услуги, они субсидируются государством и не позиционируются как частные.

По словам экспертов, количество игроков на ростовском рынке частных медицинских услуг ежегодно увеличивалось. Они отмечают, что наиболее заметными новичками за 2008 г. стали клиники «Славия» и «Семья». Собеседники «ДК» отметили, что обе компании, хоть и не являются филиалами федеральных сетей, открыты с участием московских инвесторов. Поскольку обе эти компании ведут закрытую информационную политику, подтвердить эти сведения у самих игроков «ДК» так и не удалось. Стоит отметить, что рынок частных медицинских услуг в Ростове сегодня непрозрачен. Поэтому даже о количестве игроков судить можно только по косвенным признакам — никакой статистики не ведет ни Министерство образования области, ни городское управление здравоохранения. По крайней мере, так корреспонденту «ДК» сообщили в этих государственных ведомствах. Игроки рынка говорят о том, что из ста компаний, позиционирующихся на рынке частных медицинских услуг, только порядка десяти медицинских клиник в Ростове имеют сколько-нибудь серь- езные доли на рынке.

Частные клиники выходят на корпоративных клиентов

Эксперты затруднились оценить темпы роста рынка за последний год, при этом утверждая, что этот рынок в Ростове растет быстрее, чем в других схожих регионах. «По подсчетам специалистов, которые были озвучены год назад на первой всероссийской конференции «Частные медицинские клиники», проходившей в Москве, к концу 2007 г. объем платных медицинских услуг в России составил порядка $5,7 млрд, — замечает Андрей Волков. — При этом аналитики прогнозировали, что к 2010 г. этот объем вырастет до $10 млрд. Можно предположить, что ежегодный прирост рынка платных медуслуг составлял 20—30%».

По мнению экспертов, основными предпосылками развития рынка было сокращение доли государственных лечебных учреждений, рост заболеваемости населения, стремление среднего класса к лучшему сервису, чем тот, который предлагается в госклиниках. «Спрос на услуги частных клиник за последние годы существенно вырос в связи с ростом заболеваемости и готовностью людей тратить деньги на свое здоровье, на более качественные медуслуги и индивидуальный подход», — подтверждает коммерческий директор медицинского центра «Исцеление» ЕЛЕНА РАЗМЫСЛОВА. Пользуясь растущим спросом, компании активно расширяли перечень своих услуг; некоторые из них перешли из ряда узкоспециализированных в многопрофильные лечебные заведения. Так, компания «Леге Артис» за последние годы довела количест- во своих медицинских центров до четырех: открыла центр лазерной коррекции зрения, детскую амбулаторную глазную клинику, а также — магазин оптики.

По словам главного врача медицинского центра «Гиппократ» АЛЕКСЕЯ КУЗНЕЦОВА, в последние годы компании начали активно приобретать высокотехнологичное оборудование, в том числе на основе лазерных технологий. С ним согласна директор ООО «Центр лазерной медицины» МАРИЯ ГРИЦИХИНА, которая отмечает, что сегмент лазерной медицины начал активно развиваться именно в последние два года. Подобное оборудование начали закупать как стоматологические и офтальмологические клиники, так и медицинские цент- ры, специализирующиеся на эстетической медицине.

Немаловажную роль в развитии рынка сыграл рост спроса на услуги добровольного медицинского страхования (ДМС). Крупные компании начали активно использовать ДМС как один из основных составляющих социальных пакетов и мотивации персонала. «Мы начали более активно работать с ДМС как через страховые компании, так и самостоятельно, — отмечает директор диагностического центра «Евродон» АНДРЕЙ ЗАБЕЛЕВ. — За последний год доля корпоративных клиентов у нас выросла на 10%». По словам Алексея Кузнецова, доля корпоративных клиентов по договорам ДМС в медицинском центре «Гиппократ» составила порядка 40% за последний год.

С увеличением спроса со стороны корпоративных клиентов игроки рынка частных медицинских услуг начали стремиться наращивать продуктовую линейку услуг. «Многие, как частные, так и юридические лица стремятся получать максимальный спектр услуг в одном месте, — констатирует главный врач консультационно-диаг- ностического центра «Наука» МАРИАННА ПОНОМАРЕВА. — В результате, например, наша компания открыла свою дочернюю фирму — консультационно-диагностический центр».

С ростом платежеспособности потребителей частных медицинских услуг в нескольких сферах бизнеса начали активно развиваться услуги эстетической направленности. «Если раньше к нам обращались только за устранением каких-то явных дефектов или последствий заболеваний, — рассказывает Мария Грицихина, — то сейчас мы все чаще сталкиваемся с обращениями за какими-то услугами эстетического характера: инъекции, шлифовки, пилинги. Это навело нас на мысль развивать в дальнейшем это направление».

Дорогостоящим услугам угрожает «клиническая смерть»

Игроки рынка считают, что разразившийся в конце года финансовый кризис может негативно отразиться на рынке и его развитии, главным образом за счет снижения платежеспособности населения. «Пока мы не наблюдаем спада спроса, — утверждает Мария Грицихина. — Но в следующем году он наверняка упадет на дорогостоящие эстетические услуги. Впрочем, как и на другие «процедуры выбора», которые можно делать, а можно и обойтись без них».

А Елена Размыслова считает, что частный медицинский рынок вряд ли пострадает от кризиса: «Возможно, некоторые дополнительные услуги дейст- вительно станут невостребованными какое-то время, но средний класс в любом случае не вернется к услугам государст- венных клиник». Она добавила также, что в планах компании на ближайший год — развить сеть филиалов клиники в городах и населенных пунктах Ростовской области. Свои планы по развитию не собирается сворачивать и диагностический центр «Евродон», который, выстроив сеть в крупных городах Дона, подумывает в ближайшие годы выйти за ее пределы.

Эксперты считают, что, поскольку рынок неоднороден, кризис затронет каждого игрока по-разному. Как отмечает Андрей Волков, сейчас профессиональное сообщество говорит о самых разных изменениях на рынке: если в Москве часть компаний отмечает колоссальный спад спроса, то некоторые регионы пока на себе никаких негативных изменений не ощутили, а то и вовсе говорят о росте своих финансовых показателей.

«Рост спроса в последние месяцы обусловлен тем, что люди, планировавшие серьезные покупки или, например, получившие в результате сокращения какие-то денежные компенсации, видят в тратах на медицинские услуги некий способ грамотного инвестирования имеющихся средств, — полагает Марианна Пономарева. — Это может создавать ложную картину благополучия, но к концу первого квартала следующего года, когда деньги у людей кончатся, думаю, клиники смогут объективно оценить последствия кризиса».

Кроме того, Алексей Кузнецов считает, что небольшой стимул для сегодняшнего спроса — рост заболеваний на фоне полученного в результате кризиса стресса. «Этот фактор действительно имеет место, — согласен Андрей Волков. — Специалистам известно, что в здоровом теле — здоровый дух, но психологические потрясения могут провоцировать обострение ряда вялотекущих заболеваний». Из-за усложнившихся экономических условий, по мнению Андрея Волкова, в первую очередь пострадают компании, ориентировавшиеся на юридических лиц, как это уже происходит в Москве. «Сегодня количество договоров по ДМС сократилось в два раза, — подтверждает Алексей Кузнецов. — В результате нам пришлось перепрофилировать недавно созданное подразделение для обслуживания предприятий-клиентов под педиатрию. И мы меняем свое позиционирование в сторону обслуживания частных лиц. Также будем работать с бюджетным здравоохранением по договорам обязательного медицинского страхования».

Региональные компании меняют стратегию

По прогнозам Андрея Волкова, одним из способов выживания в кризисе компании считают путь снижения издер- жек. «Они стараются уйти из больших помещений, арендуя меньшие площади, сокращают персонал, идут на снижение рентабельности, меняя ценовую политику. Нередко экономия происходит за счет использования более дешевых расходных материалов», — делится наблюдениями эксперт.

Ростовские игроки рынка говорят о том, что пока не сокращают свои издерж- ки, но думают о более демократичной ценовой политике и считают необходимым не повышать цены в ближайший год. Однако многие из собеседников «ДК» сообщили, что будут жертвовать рекламными бюджетами. Стоить отметить, что в большинстве клиник одним из самых эффективных источников продвижения считается реклама на телевидении, гораздо реже — печатные общественно-политические и специализированные СМИ. Многие полагаются на работу самого незатратного ресурса для привлечения клиентов — «сарафанного радио».

«Но не исключено, что некоторые компании сейчас, напротив, увеличат затраты на свое продвижение, — отмечает Андрей Волков. — В основном, это те компании, которые разработали стратегию своего продвижения и меняют ее в сторону привлечения частного клиента. В кризисных условиях это может стать своего рода козырем на фоне конкурентов, которые на этом постараются сэкономить». Его мнение разделяет и Алексей Кузнецов: «Поскольку мы меняем свое позиционирование, экономить на продвижении мы не собираемся. Иначе мы просто прогорим. Напротив, мы увеличиваем сейчас свои бюджеты на эти цели. В своем продвижении, помимо прессы, будем делать ставку интернет-ресурсы как эффективные и экономичные медиа».

Г-н Кузнецов добавил, что кризис хоть и станет проверкой на прочность рынка медицинских услуг, но он может дать новые возможности для его игроков. «Например, известно, что в нашем бизнесе кадры — это главный актив, — считает он. — И хотя в Ростове рынок еще не очень насыщенный, конкурируем мы, в основном, в кадровом вопросе. В результате прихода нескольких новых игроков и последующей «охоте за головами» я потерял несколько ценных профессионалов. Так вот, я думаю, кризис даст нам возможность привлечь хороших специалистов».

Эксперты полагают, что кризис приостановит выход на рынок новых игроков и отдалит экспансию федеральных сетей. Также он может отодвинуть и планы нескольких страховых компаний, таких как «Ингосстрах», «АльфаСтрахование» и «Росно», которые заявляли об открытии в ближайшие годы в Ростове своих собственных клиник.

мнение

Сергей Денисенко
директор филиала ОСАО «Иногосстрах» в Ростове-на Дону Сегодня продажа услуг ДМС для физических лиц в регионах не развита из-за низкого уровня лечебных заведений и высокой стоимости полисов. Низкая пропускная способность, отсутствие квалифицированных специалистов, современного оборудования, узкопрофильность многих клиник — все это сказывается на качестве обслуживания и объеме услуг, которые предоставляются клиентам страховых компаний. Определенную роль играет отсутствие компромисса между страховщиками и медиками, которые по-прежнему не могут сойтись в едином мнении по объемам предоставляемых клиенту услуг. Если медицинские учреждения зависят от количества оказанных услуг, то страховщики смотрят в первую очередь на их качественный показатель. Этим и объясняется стремление страховых компаний к открытию собственных медицинских клиник.

Сегодня продажа услуг ДМС для физических лиц в регионах не развита из-за низкого уровня лечебных заведений и высокой стоимости полисов. Низкая пропускная способность, отсутствие квалифицированных специалистов, современного оборудования, узкопрофильность многих клиник — все это сказывается на качестве обслуживания и объеме услуг, которые предоставляются клиентам страховых компаний. Определенную роль играет отсутствие компромисса между страховщиками и медиками, которые по-прежнему не могут сойтись в едином мнении по объемам предоставляемых клиенту услуг. Если медицинские учреждения зависят от количества оказанных услуг, то страховщики смотрят в первую очередь на их качественный показатель. Этим и объясняется стремление страховых компаний к открытию собственных медицинских клиник.

Автор: Деловой квартал
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Бабушка-нефтетрейдер. Чем занимаются россияне, чтобы выжить при нерастущих доходах Бабушка-нефтетрейдер. Чем занимаются россияне, чтобы выжить при нерастущих доходах
Этот образовательный проект важен для развития стартап-движения в России
«Снежный ком» жалоб. Российский бизнес ждет потерь на $1 млрд из-за блокировки Telegram
«Административная гильотина». Кудрин предложил сократить треть чиновников. Кого это ждет?
Гендиректор крупнейшего российского ритейлера ушла в отставку
«Нужно это остановить». Крупный ритейлер пожаловался на «кондитеров из соцсетей»
Каждый десятый на грани: скольким российским банкам грозит дефолт в 2018 г.

Бизнес

ИП, ООО или АО? Что выбрать при построении группы компаний ИП, ООО или АО? Что выбрать при построении группы компаний
Время подачи деклараций истекает. Что стоит указать владельцам иностранных активов
Парашют для бизнеса: три ключевых стратегии налоговой безопасности
«Ребята, я понял, что это — предел. Дальше мы так работать не сможем!»
«Все логично: если ты привел предприятие к банкротству, то должен отвечать за это»
«Те, кто думает, что продажниками рождаются, допускают тяжелую ошибку»
«Забудьте все, что было». Как оспорить решение налоговой

Свое дело

«Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом «Надо отучить людей просить бабки». Как Cocco bello кормит всю Москву деревенским медом
Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС
«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games
«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО

Качество жизни

«Хватит стесняться секса и эротики». Опыт компании «Казанова 69» «Хватит стесняться секса и эротики». Опыт компании «Казанова 69»
«Бизнес сейчас жесток. Мало кто включает моральные принципы»
«Почему наших предпринимателей не любят? Потому что хамство — наша национальная черта»
«Это ловушка экономии! Я могу легко пояснить, за что платить риелтору его 60-80-100 тыс.»
«Учителя хамят родителям, родители — учителям, но дело не в них. Их развращает система»
«Нет смысла платить 60 тыс. за то, что я могу сделать сам». Нужны ли риелторы? — ДИСКУССИЯ
«Школа отражает происходящее в стране. Мы живем в ситуации, когда никто никого не уважает»

Мнения

«Telegram показал успех инвестиций через криптовалюту. Потому что у Дурова есть идея» «Telegram показал успех инвестиций через криптовалюту. Потому что у Дурова есть идея»
Грудогейт, или давайте запретим ходить с детьми в кафе и рестораны. — Евгений Енин
«Стыдно!» — ИТ-бизнесмен о блокировке Telegram, абсурде Роскомнадзора и своих убытках
«Чаша весов уже так переполнилась бардаком, что мочи нет. Вам не надоел статус жертвы?»
«Если лично вы против контрсанкций, это не значит, что можно выходить на улицы и орать»
«Из двух зол — соцсеть Цукерберга и мессенджер Дурова — я выбираю Telegram»
«Трагедия в Кемерово — симптом опасной болезни» — Алексей Ширинкин, политолог

Лайфхаки

«Сложно договориться даже о мелочах». Когда финансовые ссоры губят брак и как их избежать? «Сложно договориться даже о мелочах». Когда финансовые ссоры губят брак и как их избежать?
Игла для населения или спасение: приживется ли идея с базовым доходом в России
«Мы любим тебя там, где ты есть». Как потерять своих лучших сотрудников
Кем вы хотели быть в 10 лет? Как понять, что вы выбрали правильную карьеру
Дайте ребенку совершить свои ошибки. Как воспитать настоящего биг босса?
Ловкость рук. Как мошенники крадут деньги с наших пластиковых карт: пять основных приемов
Конкуренция не страшна по-настоящему современному бизнесу. И вот почему
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.